Смекни!
smekni.com

Нравственное воспитание детей через ролевую игру (стр. 9 из 13)

- во-первых, тематики игр;

- во-вторых, игровых действий, которые выполняют дети.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы свидетельствует о том, что именно эти ошибки и допускают воспитатели при планировании руководства играми. В качестве примера приведем типичную запись: “Организовать сюжетно-ролевую игру в больницу. Вспомнить, что делает врач: прослушивает больных, ставит градусник, делает лекарство”.

В этом примере указана тема игры, запланировано, что будут делать играющие. Таким образом, воспитатели заранее планируют навязывание детям темы игры, а это ведет к подавлению их самостоятельности, инициативы.

Другой существенной ошибкой планирования руководства играми является отсутствие связи с работой по ознакомлению с окружающими. Воспитатели не всегда предусматривают возможность переноса полученных детьми впечатлений в игру. Это приводит к усвоению детьми формальных знаний. (С.Л.Новоселова).

Осуществляя руководство игрой, рекомендуется планировать:

- во-первых, задачи руководства игрой;

- во-вторых, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи.

Чтобы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать, как развита игра у каждого ребенка. Это помогает выявлять диагностика, предложенная выше. Рекомендуется календарные планы руководства игрой составлять на короткий срок, на 1-2 дня, чтобы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приемов.

В качестве примера приведем несколько записей из плана воспитательной работы.

- Учить детей ставить друг другу игровые задачи. Выяснить, куда поехали мальчики, предложить пригласить кого-нибудь прокатиться.

- Поощрять выразительное выполнение взятой роли: “Ты такая заботливая мама”.

- Включать детей в ролевую беседу. Спросить у шофера, где едем, куда, что встречается по пути, что случилось с мотором и т.д.

Во всех приведенных примерах указаны задачи руководства и методические приемы. Содержание приемов воспитатель может изменить, если у детей появился другой замысел игры.

Кроме обязательного календарного плана, может быть перспективный план. Он нужен для того, чтобы, во-первых, видеть перспективу развития игры в течение определенного времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры.

Перспективный план можно составить с учетом четырех компонентов комплексного руководства игрой. За основу берется ознакомление детей с окружающим, в зависимости от этого предусматривается обогащение игрового опыта детей, изменение предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в игре. Примерные перспективные планы предлагаются в приложении.

Разработанная нами экспериментальная программа “Ребенок и весь мир” включает в себя перспективное и календарное планирование, которое схематично представлено в Таблице 3.

С детьми экспериментальной группы была апробирована деятельная модель содержания картины мира у дошкольников, суть которой заключается в том, что картина мира формируется в детских деятельностях, особенно при участии в организации и проведении ролевых игр, и проявляется также в деятельностях, отражая реальное содержание, индивидуальные успехи и полноценное развитие каждого ребенка. Реализация этой модели обогащения содержания картины мира у дошкольников позволила классифицировать его содержание, определяющее структуру когнитивной сферы дошкольников, которая является ключом ко всему дальнейшему развитию ребенка.

Таблица 3.

Схема распределения материала программы “Ребенок и весь мир” в формирующей части исследования

недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя
Тема Природа и я Общество Предметная деятельность Мы Я
Понедель-ник Неживая природа Мирвещей День музыки Семья Я -человек
Вторник Мирживотных Мир труда

День

книги
Друзья Мое здоровье
Среда Миррастений МояРодина Деньхудожника Человек Я и спорт
Четверг Хорошо и плохо Миртеатра Деньсамоделки Слабые и сильные Моё тело
Пятница З А К Р Е П Л Е Н И Я (деятельность комплексного характера)

Центральным основанием структуры когнитивной сферы ребенка является первоначальное содержание картины мира, актуальное для жизнедеятельности. Вокруг него располагается ближайшее и перспективное содержание картины мира у дошкольников, находящееся на стадии бесконечного становления.

По окончании экспериментальной работы, заключающейся в апробации предложенной программы ''Ребенок и весь мир'', было проведено два среза.

Первый срез диагностировал включенность детей экспериментальной и контрольной группы в ролевую игру. Второй срез выявил сформированность картины мира в этих группах. По итогам срезов составлена Таблица 4.

Таблица 4.

Распределение детей по уровням включенности в игру и сформированности мира в конце экспериментальной работы

Уровни включенности в игру Сформированности картины мира
Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольнаягруппа Экспериментальная группа
Высокий 2 9 3 7
Средний 8 7 7 9
Низкий 4 - 5 -

Как видно из Таблицы 4. в конце экспериментальной работы наблюдается значительная разница в показателях контрольной и экспериментальной групп. В контрольной группе включенность детей в ролевую игру и сформированность у них картины мира практически не изменились. По-прежнему, высокий уровень показало меньшее количество детей. Большинство составили средний и низкий уровень.

В экспериментальной группе положение существенно изменилось. Большинство детей (9 человек) показали высокий уровень включенности в ролевую игру, причем не на начальном этапе, а в развитой сюжетно-ролевой игре. Остальные дети показали средний уровень.

Сформированность картины мира также значительно выше у детей экспериментальной группы: 7 человек имеют высокий показатель, что означает высокую социальную, интеллектуальную, эмоциональную активность, систему знаний о человеке, обществе, природе. 9 человек показали средний уровень сформированности картины мира, что характеризуется значительным увеличением стартовых возможностей, успехами в их развитии.

В отличие от детей контрольной группы, в экспериментальной группе низкого уровня сформированности картины мира не выявлено. Все дети экспериментальной группы отличаются умением понимать простые связи и закономерности, способны к рассуждениям, умозаключениям, выводам. Все дети благодаря вовлеченности их в ролевые игры, умеют ставить и решать игровые задачи, используют разнообразные ролевые действия, передают характер и настроение человека. Легко вступают в беседу.

Результативность экспериментальной работы подтверждается полученными показателями, применение которых позволило отметить следующее:

1. На сформированность картины мира и нравственности дошкольника большое влияние оказывает вовлечение его в ролевую игру, которая проводится систематически под руководством воспитателя.

2. Особо эффективна апробированная деятельная модель содержания картины мира у дошкольников, суть которой заключается в том, что картина мира и нравственности формируется в ролевой деятельности, отражая реальное содержание, индивидуальные успехи и полноценное развитие каждого ребенка.

3. В результате реализации деятельностной модели у дошкольника обогащается содержание картины мира, которое определяет структуру когнитивной сферы.

4. В процессе сюжетно-ролевых игр формируются основные игровые навыки, однако особая роль отводится воспитателю, который формирует у детей совместное сюжетосложение, подбирает вместе с детьми необходимые для этого игрушки.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Программа дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных качеств, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

Дошкольный возраст это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих.

Игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.