Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры[10].
Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».
Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.
Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.
1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1997. - 370 с.
2) Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск, 1995. – 218 с.
4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. - №5.
5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. – М., 2004. – 144 с.
6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. - 1997. - №5.
7) Богуславский М., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. - 1996. - №4.
8) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с.
9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 492 с.
10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с.
11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1956. – 384 с.
12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. - 1998. - №7.
13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. - 1996. - №5.
14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2.
15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. - 1997. - №2.
16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. - №8. – 2004.
17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь, 1996.
18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1998. – 84 с.
19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. – август 2001.
20) Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников
Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.
(звучит музыка)
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец!
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!
– Ребята, а вы любите сказки?
– Вы их читаете?
– Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?
– Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)
– Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские)
– Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете?
– Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)
– Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!
(Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).
Представление заканчивается словами:
«СКАЗКА– ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!
– Вы согласны с этим?
Или современный вариант: «СКАЗКА – ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».
– Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».
1. – Как вы считаете, кто главный герой сказки?
А) Дед или Бабка?
Б) Внучка, Жучка, Кошка?
С) Репка?
Д) Мышка?
(Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).
2. – Так о чем же эта сказка?
А) О труде!
Б) О дружбе!
С) О взаимопомощи!
(Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.)
После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА.
– Так к какому выводу мы с вами пришли?
(Дети обобщают сказанное).
– Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит?
Напоминаем слова Репки:
Я расту, расту, расту,
К небу листики тяну,
Солнца силу наберу,
В корешке приберегу,
Выше, выше! Шире, шире!
Я расту, стараюсь,
Соком наливаюсь!!!
Все! Устала я чуть – чуть…
Теперь можно отдохнуть.
Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.
– Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии?
(Даем возможность каждому ребенку высказаться.)
Звучит музыка – занятие на этом заканчивается.
Раздается стук в двери – это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:
«Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»
– Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки?
– Да, – отвечают дети!
– Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!
I. Цель урока:
1) Развивать в подростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего и пожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развивать интерес к историческому костюму, народному костюму.
2) Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.
3) Учить грамотному диалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделанной работе перед сверстниками).
II. Задачи:
1) Организовать обсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.
2) Научить учащихся познавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказ реально существовавших людей.
3) Выполнить творческую работу – зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.
III. План урока:
1) Организационный момент. Сообщение темы занятия.
2) Краткое повторение пройденного материала по теме: «Народный костюм».
3) Результаты поисков одежды и утвари: рассказ учащихся, рассказ учителя.
4) Практическая часть: зарисовки учащимися одежды родного края.
5) Обобщение всего услышанного материала на уроке.
IV. Методы и приемы обучения.
1) Беседа, рассказ учителя.
2) Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация.
а) Демонстрация коллекции одежды и вещей.
б) Иллюстрации из альбомов и книг по народному костюму.
в) Показ зарисовок учащихся.
3) Практические методы работы: зарисовки.
V. Предварительное задание:
Расспросить старших и пожилых людей о вещах, с которыми они жили, и одежде, которую носили. Задание учащимся дается за месяц до проведения занятия.
VI. Методическое обеспечение урока:
1) Иллюстрации из альбомов, книг:
– Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легкпромбытиздат, 1997. (рисунок 226, 225, 227, 228, цветные вкладыши книги).
– Карелин А.О. Творческое наследие. – Нижний Новгород: Волго–Вятское книжное издательство, 1990. С. 24, 25, 161.
– Для памяти потомству своему… . Альбом. Народный бытовой портрет в России из Собрания Государственного Исторического музея. – М.: Галактика Арт, 1993. С. 110, 252.