Федеральное агентство по образованию
НОУ «Институт экономики, управления и права»
Альметьевский филиал
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по теории и методике воспитания
Нравственные ориентиры современных школьников: пути и проблемы их формирования и коррекции
Работу выполнил:
студент 971 группы
Курамшина Дина
Научный руководитель
Доцент кан. пед. наук
Иванов И. И.
Альметьевск 2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследованиенравственных ориентиров современных школьников: пути проблемы их формирования и коррекции
1.1 Психологическое представление о нравственных ориентирах
1.2 Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции
Глава II. Эмпирическое исследование нравственных ориентиров
2.1 Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
2.2 Описание методики
2.3 Обсуждение результатов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (9, с.431).
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания и ориентира, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственные ориентиры школьников в учебной деятельности.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: нравственное ориентирование школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе.
2. Выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
3. Описать опыт нравственного воспитания и ориентирования младших школьников.
Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.
Базой исследования является школа № 11 г. Альметьевск.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, первой главы, посвященной теоретическому исследованию нравственных ориентиров современных школьников, второй главы, посвященной эмпирическому изучению нравственных ориентиров, заключения, списка литературы (18 источников) и приложения.
Глава I. Теоретическое исследование нравственных ориентиров современных школьников: пути проблемы их формирования и коррекции
1.1 Психологическое представление о нравственных ориентирах
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».