Таковы концептуальные основы развитияшколы, которая может выполнить указанные функции только при условии, если это приобретет личностный смысл для учителей, учащихся, родителей. Это означает, что
теоретическая модель современной - школы должна быть построена на идеях личностно ориентированного образования. Опыт моделирования вариативных образовательных пространств современной школыв том, что для выполнения выше об иначе иных функции наиболее подходит культурологическая модель личностно ориентированного образования, которая теоретически обоснована как в рядеработ. Это модель, эпицентром которой является ученик как субъект общечеловеческой и национальной культуры, истории, собственной жизни и развития. В соответствии с этим основные педагогические процессы, происходящие в школе, таковы:
вхождение личности в национальную культуру и ее культурная идентификация;
социализация и адаптация личности в изменяющемся социуме;
педагогическая поддержка культурного саморазвития и становления индивидуальности ребенка.
Эти процессы характерны для открытой культурной и образовательной среды, они поддерживаются общественно-государственным характером управления развитием школы.
Идеальный (желаемый) образ современнойшколы представляется в виде школы, изоморфной русской национальной культуре и ментальным особенностям народной жизни. Вместе с тем при обосновании стратегии ее развития нельзя не учитывать смены ценностных ориентации, которая произошла в российском обществе на рубеже веков, триумфа идей личности, свободы, демократии, начавшейся интеграции России в мировые цивилизационные процессы. В этих условиях духовность личности не может питаться только традиционными ценностями русской жизни, точно так же как ее нравственность и гражданственность не могут искать опору лишь в общинных традициях.
В современных условиях нужны более адекватные современной научной картине мира и самосознанию человека средства его социализации.
На это еще в начале века обращал внимание педагогов С.И.Гессен, который в своей концепции национального образовании исходил из мысли, что оно является отражением непрерывно развивающейся национальной жизни и культуры, следовательно, должно пребывать в процессе творческого развития: "Только приумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях". Этот подход предполагает взаимодействие двух категорий: "предания" (сохранение культурного наследия) и "задания", т.е. его творческое, качественное развитие, достижение нацией, школой, учеником нового, прежде не бывалого, культурного состояния.
По мнению С.И.Гессена, национальным является то образование, которое всесторонне, полноценно отражает достижения современной культуры и цивилизации, обеспечивает качественное овладение ими и на этой основе — вхождение учащихся в жизнь общества, народа, человечества.
В свете этой концепции русская национальная школа видится как целостное культурно-образовательное пространство, где живут и "предания" и "задания", на основе которых теоретическим я практическим путем воссоздаются культурные образцы национальной жизни, происходят культурные события, создаются произведения культуры, творится история жизни (учащихся, школы), развиваются нравственные отношения, осуществляются гражданские акции, и в этой разносторонней жизнедеятельности ученик обретает свою культурную идентичность и становится человеком русской культуры.
Такой подход приводит к пониманию необходимости выстраивания среды школы как ментального пространства, открытого для вхождения в него новых культурно-образовательных реалий.
Принципиальное значение для определения стратегии развития современной школы имеет сочетание личностного и социо-ориентированного подходов. Выполнение школой своих фундаментальных функций возможно при условии ее развития как инновационного образовательного учреждения, жизнедеятельность которого направлена, с одной стороны, на поддержкусоциума, а с другой — на создание социально-педагогических условий для личностного развития школьников как субъектов истории (страны, семьи и т.д.), культуры, и собственной жизни в открытом гражданском
обществе.
С учетом положенийразработана структура инвариантной модели современной школы, которая включает следующие компоненты-диагностический: выявление социально-педагогической ситуации ментального пространстваи культурно-образовательной среды школы, ценностно-смысловой: обоснование миссии, функций, ценностей и целей школы;
· содержательно-процессуальный: определение типа образования и
содержания соответствующих ему образовательных процессов;
· личностно-деятельностный: способы жизнедеятельности сельского школьника как субъекта народной жизни, культуры, образования;
• профессионально-творческий: инновационные процессы и способы развития педагогической культуры школы, педагогов, родителей;
• управленческий: принципы и содержание управленческой деятельности, критерии оценки качества образования в школе.
В соответствии с идеей, о влиянии школы на развитие общества, образованиев данной модели выполняет социально-терапевтическую (оздоровительную), культурно-созидательную, адаптивную, экологически-охранительную и другие гуманитарные функции. Выполнение этих функций предписывает школе:
быть школой массовой, т.е. не осуществлять специального отбора контингента учащихся ни по одному признаку;
гарантировать всем учащимся получение базового общего среднею образования, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности в условиях города;
обеспечить усвоение выпускниками школы базовых компонентов культуры: культуры потребностей, познания, труда, общения, духовной, самовоспитания;
обеспечить поддержку одаренности как норму жизнедеятельности учителей и учащихся, предоставить им возможность выбора дополнительного содержания образования в соответствии со способностями, склонностями и желаниями, исходя из реального образовательного потенциала школы и ее окружения;
обеспечить высокий престиж знаний, творчества, мастерства в любом деле через создание эмоционального поддерживающего фона, атмосферы духовности, инициативности;
исключить возможность ущербной самооценки учеников, утвердить в них веру в свои способности, создать условия для позитивного самоутверждения каждого школьника в учении, опытничестве, техническом и художественном творчестве и других сферах самореализации личности.
Образование в контексте культуры означает, что осмысление учебного процесса осуществляется в соответствии с общечеловеческими ценностями и теми социальными последствиями, которые они имеют для человека, природы, жизни на земле.
Включение в учебный процесс культурологического содержания потребовало разработки новых учебных планов, программ, курсов (мифология и культура, наука и религия, человековедение и др.). Культурологический подход предполагает также открытость школы социально-культурной среде, проведение занятий в мастерских, использование развивающей природной и, предметно-культурной среды. Итак, характеристика основных компонентов проектируемой модели школы позволяет заключить, что в целом она отличается следующими особенностями;
гуманитарной и экологической направленностью, ориентацией на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы;
культурологическим подходом к образованию, стремлением превратить школу в культурный центр и организацию соответствующей культурно-образовательной среды, открытостью социуму;
интегративным характером образовательных процессов, изучением в едином комплексе природы, человека, культуры. Установлением межпредметных связей и формированием у учащихся общей картины мира;
практической ориентированностью на трудовую деятельность стае, в которой максимально реализуются ценностные ориентации, интересы и способности человека, умело сочетающего заботливое, бережное отношение к земле, технике, окружающей природе с культурными потребностями личности и участием в социально-экономическом обновлении государства.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа по моделированию образовательных пространств современной школы выявила возможность их вариантов выше, уже была предметом специальных исследований. Однако закономерности вариативной организации образовательного пространства еще в достаточной степени не раскрыты. Модернизацияшколы, приведение ее в соответствие с современными требованиями возможны лишь на основе создании интегрального образовательного пространства — таков вывод, к которому приводит нас изучение истории возникновения и реализации инновационных образовательных стратегий. следует подчеркнуть что дальнейшая разработка стратегий развития школы в современном мире должна опираться, во-первых, на исторический опыт, в результате которого определилась ее уникальная миссия, ценности и цели, культурно-образовательные традиции и принципы жизнедеятельности; во-вторых, на научное осмысление феномена изучение школы как развивающейся открытой культурно-педагогической среды, обеспечивающей индивидуально-личностное развитие учащихся и находящейся в многообразных отношениях социумом. Это означает, что стратегия развития современнойшколы должна иметь в своей основе ряд ключевых позиций, среди которых важнейшими являются: педагогическая поддержка ее национального своеобразия, создание интегрального образовательного пространства, переход к личностно ориентированному типу образования, развитие государственно-общественных и общественно-государственных форм управления.