Смекни!
smekni.com

Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников (стр. 3 из 5)

Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка. И еще одна важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении, и никого родных нет рядом.

И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях. Часто причина тяжелых переживаний ребенка - это проблемы, связанные с его взрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Порой, кажется, что это - конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается "краше прежнего". Смерть героя сказки - это символ "кризиса роста", а счастливый конец сказки символизирует победу в этих психологических сражениях и возможность взрослеть. (15, с. 115-117)

Таким образом, сила воздействия сказки очевидна. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности. Подавляющее большинство фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, имеют компенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие, они соответственно усиливают другую сторону. Часто в своих фантазиях (сказках, играх) дети бессознательно мстят, протестуют против реального чувства несостоятельности.

Дети преувеличивают, потому что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, их внутреннему состоянию.(6,с.154). Детство соткано из сказок, мультфильмов, сказочных героев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает терапевт своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания. Непосредственность реакций лучше всего удается детям. Не мудрствуя над рассказанной историей, они просто ныряют в нее со всей безбрежностью своего воображения. В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедность воображения взрослых связана с излишним закреплением привычных связей, с их стереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, и место воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что "по правде", а что "понарошку", легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика. Взрослый, испытывая чувство, рожденное образами фантазии, умеет "не выпускать" его вовне, отдает себе отчет в том, что оно не всегда имеет право на реализацию в действии. Взрослый умеет преодолеть такое чувство. Ребенок же еще не способен к такому преодолению.

ВЫВОДЫ

Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не знавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. В самой прямой форме в сказке отражена борьба светлого и темного. Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит, что в детской душе что-то надломлено и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.

Выбирая сказку, надо предъявить им такие требования: сказка должна иметь положительное нравственное содержание, быть высокохудожественной, соответствовать возрасту и развитию ребенка. Надо иметь в виду, что далеко не каждые сказки полезны, а есть и вредные, негодные для детского чтения.


ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Роль сказок в процессе обучения младших школьников

В психологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным, прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой актуально существующих отношений с реальными людьми.

Описанная ниже игра работает на сплочение группы, на развитие творческого воображения участников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитие эмпатии.

Это упражнении е можно использовать в процессе тренинговых занятий со старшеклассниками на этапе достаточной зрелости группы. Это не отдельное упражнение, а система процедур, полностью занимающая трехчасовое занятие.

1 этап. После традиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку так, чтобы остальные участники могли узнать сказку. Время на подготовку – пять минут. Это оказывается вполне достаточно. Опыт показывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всеми подгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно переубедить участников не брать для показа. «Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, в связи с легкостью инсценирования).

2 этап. – Любимая сказка.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает назвать любимую детскую сказку. Сообщения фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет дли речью о сказке. Которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства.

3 этап. – Нелюбимая сказка. После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам, оказывается, трудно вспомнить нелюбимую сказку, большинство людей с готовностью называют сказки значительно активней, чем в случае любимых. Последний факт наводит на размышления необходимости специальной психологической работы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиеся во взрослом возрасте, на развитие личности и целом на формирование жизненного сценария описано в специальной литературе, то значении е нелюбимых сказок для психического развития изучению недостаточно.

4 этап любви – Анализ причин.

Ведущий организует обсуждение, предлагаемая участникам тренинга следующие вопросы: