Смекни!
smekni.com

Обучение учащихся умениям и навыкам (стр. 1 из 3)

Реферат

Обучение учащихся умениям и навыкам


Человек приобретает новые формы поведения, овладевает новыми видами деятельности, необходимыми ему для решения жизненно важных задач, только тогда, когда он научается изменять способы и структуры своих действий, образовывать новые связи между отдельными предметами и их свойствами, между различными ситуациями и вызвавшими их причинами. Обучение при этом выступает своеобразным способом накопления практического опыта решения задач подобного рода. Такой опыт представляет собой совокупность умений и навыков, формирование которых является одной из основных задач обучения. Каждый вид целостного действия требует для своего осуществления специфических умений и навыков.

Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической структуры человеческих действий. Любое предметное действие человека складывается из предметных движений, связанных в пространстве и времени. Несмотря на их многообразие они состоят из трех простых элементов: «взять», «переместить», «опустить». К этому присоединяются вспомогательные движения корпуса (наклоны, повороты) и ног (поднятие, опускание, перемещение). Разные виды движений отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются. По качеству движения могут быть точными, меткими, ловкими, координированными.

Кроме предметных движений в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку и сохранение позы (стояние, сидение, лежание и др.), перемещение (ходьба, бег), коммуникацию. В коммуникации выделяют выразительные движения (мимику и пантомимику), смысловые жесты, речевые движения. В двигательных актах кроме рук и ног участвуют также мышцы корпуса и лица, гортань, голосовые связки и др.

Овладеть любым действием – значит овладеть определенной системой движений. Движения в свою очередь зависят от цели действия, от свойств предмета, на который оно направлено, и от условий действия. Разные объекты обусловливают разную структуру движений и мышечной деятельности.

Отечественные физиологи П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др. показали, что работа мышц управляется не только задачей движения, но и условиями, в которых оно осуществляется. Мышцы «подстраивают» свою активность к величине поднимаемой тяжести, сопротивлению отталкиваемого предмета, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движения.

Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется. Происходит сопоставление их текущих результатов с конечной целью действия. Этот контроль осуществляется с помощью органов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом связи служат органы чувств, а источником информации – определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия. Эта форма обратной связи была названа П. К. Анохиным обратной афферентацией.

Освоение любого действия не ограничивается овладением способами выполнения определенной системы движений. Оно необходимо включает в себя освоение способов сенсорного контроля и корректировки движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия. Основой этого процесса является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протекании в ней движений и их результатах. Ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия. Структура движений, из которых состоит действие, управляется и регулируется целью. Цель действия определяет, какие свойства и состояния вещей становятся ориентирами его выполнения, контроля и коррекции.

Знание цели и стремление к ней способствуют освоению действия. Действия человека непосредственно определяются не только его биологическими, но и социальными потребностями. Все продуктивные действия человека могут совершаться только на основе регулирования их сознанием. Человеческие действия – это всегда сознательные действия.

Действие человека в своей структуре имеет три компонента: сенсорный (чувственный), моторный (двигательный) и центральный. В осуществлении действия эти компоненты выполняют следующие функции: исполнение, контроль, регулирование. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек, называются приемами деятельности.

Каждая из этих функций реализуется сознательно и бессознательно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совершенно не сознается человеком. На физиологическом уровне происходят сложные мышечные сокращения и растяжения, которые необходимы для выполнения любого движения. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и бессознательного регулирования. Ходьба – типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движений в которой осуществляется бессознательно. При овладении действиями вначале требуется их детальная сознательная регуляция, а затем они начинают выполняться при все меньшем участии сознания, т. е. автоматизируются. Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений называют навыком.

В настоящее время нет однозначного определения понятий «умения» и «навыки». Наиболее принятой является характеристика умения как возможности осуществлять какое-либо действие, операцию. Согласно этой точке зрения умения предшествуют навыку, который рассматривается как более высокий уровень овладения действиями, или являются начальным этапом его формирования. Однако в психолого-педагогической литературе встречается и прямо противоположная трактовка этих понятий.

Фактически любое действие человека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не осознает до конца всех его элементов, например необходимых мышечных сокращений. Вместе с тем никакое действие человека не может быть до конца автоматизированным, так как, являясь частью деятельности, оно вызывается и направляется сознательной целью.

Когда в результате научения увеличивается бессознательный компонент движения, это и есть показатель сформированности навыка. Однако возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, которые обеспечивают эти движения.

О чистом навыке как механизме поведения можно говорить лишь у животных, у человека же любая деятельность в конечном счете управляется сознанием. Автоматизация тех или иных компонентов действия лишь смещает объект сознательной регуляции, выдвигает в круг сознания общие цели, условия выполнения, контроль и оценку его результатов. Частичная автоматизация приводит к следующим изменениям в структуре действия.

Во-первых, изменяются приемы исполнения движений. Благодаря этому ряд частных движений, которые до этого совершались изолированно, сливаются в единый акт, в одно сложное движение, где нет «заминок» и перерывов между отдельными, составляющими его, простыми движениями, устраняются лишние и ненужные движения, ускоряется темп выполнения движений. При освоении действия появляется возможность экономии всех его составляющих: количества движений (оно уменьшается), последовательности движений (она становится непрерывной), сочетания движений (они осуществляются одновременно), а также их скорости. Такая перестройка движений характерна для моторных навыков.

Во-вторых, изменяются приемы сенсорного контроля выполнения действия. Зрительный контроль осуществляемых движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестезическим), вырабатываются специальные сенсорные синтезы, которые позволяют установить соотношение различных ориентиров, определяющих характер движения (глазомер, чувство скорости – у шофера, чувство материала – у плотника, тонкое различение размеров – у токарей и шлифовщиков); развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия. По мере освоения действия появляется возможность для более тонкого и непосредственного качественного контроля его результатов и условий выполнения. Эта перестройка структуры сенсорного контроля касается сенсорных навыков.

В-третьих, изменяются приемы центрального регулирования действий. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий. Интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно («интуитивно»). Появляются антиципации, благодаря которым внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время предшествующих, что сокращает время реакции. Такого рода изменения в структуре центральной регуляции называют интеллектуальными навыками.

Представленные изменения структуры действия в ходе его освоения отражены в табл. 3.

Навыки связывают с приемами выполнения действий, а не с их целями и условиями. Автоматизация освобождает сознание от контроля над самим осуществлением моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, из которых складывается действие. В этом смысле исполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения исполнение действия становится более сознательным.

Из этого следует, что обучение приводит к тому, что навыки человека включаются в структуру его сознательной деятельности. Изменения, происходящие в структуре действий благодаря автоматизации приемов их исполнения, не делают эти действия бессознательными, а, напротив, повышают сознательность действий в целом.

При образовании навыка выполнение действия как системы операций становится все менее сознательным. Зато выполнение действия как способа деятельности становится все более сознательным.