Смекни!
smekni.com

Обучение школьников сочинению-повествованию (стр. 3 из 3)

-Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

-Расскажите о том, как развиваются события, что происходит.

-А где же кульминация и развязка?

-Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена?

-Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа.

Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Существует мнение, что повторяющееся из года в год сочинение о лете стало едва ли не символом косности, рутины, педагогической неизобретательности. Л. Петрановская предлагает новый взгляд на сочинение «Как я провёл лето».

Цели, которые ставят учителя, давая в первые дни сентября задание, написать сочинение о лете: проверить остаточные знания по русскому языку и настроить школьников на рабочий лад. « Прибавим к этому хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.

-Вариант самый простой: пишем обычное сочинение, но не за себя, а за соседа. Все разбиваются на пары. За пятнадцать минут участники пары должны рассказать друг другу о своем лете, ответить на все уточняющие вопросы. Затем каждый пишет сочинение «Как я провел лето» от имени своего соседа. Проверяет сочинение, конечно, его «лирический герой», он оценивает содержание, исправляет замеченные ошибки. Потом учитель может собрать работы и проанализировать ситуацию с правописанием в классе (как легко заметить, информации у него при этом будет больше, чем при традиционной работе: не только способность человека писать без ошибок, но и умение видеть ошибки при проверке текста).

-Любой вид работы, даже типовое сочинение о лете, можно обогатить дополнительными заданиями. Например, вызываем одного из учеников читать свое сочинение, а всем остальным даем задание: по мере чтения выписывать все замеченные существительные, определять их падеж. После проверим, что получилось, и дадим новое задание: а кто теперь сможет пересказать сочинение одноклассника как можно ближе к тексту? Удалось ли за поиском грамматических «деревьев» увидеть «лес» повествования?»[7]

4. Проверка сочинений

При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с пятого класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определёнными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интересная мысль!», «Точно увидел!». Введение своих условных обозначений оправдано, когда с их помощью конкретизируются ошибки. Например буква М против строки обозначает некорректное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность речи; буква П – неоправданный повтор слова и т.д. Это основа для организации работы учащихся над ошибками.

Оценивая, созданные учащимися высказывания, учитель принимает во внимание уровень овладения ими умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «Нормами оценки…» за сочинение, начиная с 5 класса, ставятся две отметки: первая за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность в широком смысле слова.

При выставлении первой отметки принимается во внимание:

-Соответствие высказывания теме

-Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде

-Последовательность высказывания

-Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи

При оценке грамотности учитываются:

-орфографические и пунктуационные ошибки

-грамматическая правильность речи

-соблюдение норм словообразования

-норм словоизменения

-норм согласования, управления

-норм построения предложений той или иной структуры [3]

5. Анализ сочинений

Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность, построение и язык ученических сочинений и т.д.; читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части); организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость.) [3]

Заключение

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.

При написании реферата использовались различные методические указания для учителей русского языка (Л.М. Рыбченковой, Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., Л.А. Ходяковой, Л.И. Новиковой, О.П. Штыркиной, Е.В. Кабановой), учебное пособие по методике преподавания русского языка (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской), статьи из газеты «Русский язык» (Задуновой Т.С., Новиковой Д.И., Петрановской Л., Филипповой Н.А.) и журнала «Русская словесность» (Мосуновой Л.А.), а так же материалы сайта www.detvora74.ru.

Список литературы

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

5. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

7. Петрановская Л. «Как я провёл лето» по-новому // Русский язык. – 2001. -

8. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

9. Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра «научная рецензия» // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.

10.Собольцева Н. Сочинение без проблем / http://www.detvora74.ru/

11.Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

12.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12