Бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов – представлений учеников младшего школьного возраста установлены в исследовании С.К. Сиволапова.
Зрительное восприятие – сложная система деятельности, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию. О.В. Елецкая считает, что отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у учеников в младшем школьном возрасте, является одной из причин испытываемых ими затруднений при формировании навыка письма. Несовершенство процесса переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа и аналитико-синтетической деятельности младших школьников данной категории затрудняют соотнесение выделенной формы со зрительным образом буквы. Отмечается, что зрительный образ буквы должен быть отдифференцирован от всех других букв, особенно сходных графически. Как показывает практика, анализ буквы не является простой задачей для учеников начальной школы, так как многие буквы сходны по начертанию [5, с.33].
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют формирование навыков выделения деталей и признаков при написании букв. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц; ф. и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания коррекционной помощи [16, с.279].
Причиной дефектов восприятия у младших школьников является несформированность ориентировочной деятельности. В.И. Лубовским замечено, что ученики младшего школьного возраста не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие – то другие звуки.
Установлено, что неточность функции пространственного восприятия приводит к трудностям у 24 % учеников при формировании графических умений. Замечено, что наиболее типичными ошибками пространственного различения в письме являются неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т - ш; п. - и); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э; б-д).
В процессе изучения особенностей письма учеников младшего школьного возраста выявлено, что для них характерны замены графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у учащихся младшего школьного возраста обуславливает частоту смешения графически сходных букв, отмечает в своем исследовании Е.А. Кинаш.
Слуховое восприятие учеников младшего школьного возраста характеризуется теми же особенностями, что и зрительное, отмечает В.И. Лубовский. Каких – либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются лишь некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков, что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах.
Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других показали, что достаточный уровень сформированности фонематического слуха очень важен для начала обучения не только устной речи, но и письму.
Ученики младшего школьного возраста, по мнению В.А. Насоновой, проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма учеников проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме и другие ошибки. Особенно ярко ошибки и трудности проявляются с появлением требований орфографического грамотного письма – письмо под диктовку, списывание с доски.
Анализ письменных работ, проведенный данным автором позволяет высказывать мнение о недостаточности динамичности мышц руки учеников в младшем школьном возрасте.
Психолого – педагогические исследования (Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер и других) доказывают, что к началу школьного обучения у учеников недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму (недоразвитие ручной моторики, слабость мышечного тонуса, а так же общей моторики и другое).
Исследователями отмечаются следующие трудности формирования навыка письма учащихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки: неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах.
Таким образом, особенности графических умений детей младшего школьного возраста состоят в том, что формирование графических навыков учеников в младшем школьном возрасте осуществляется со специфическими трудностями. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся, а так же приводят к ошибкам данного навыка.
В следующем параграфе мы рассмотрим условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.
1.3 Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности
Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника.
Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов графической грамотности. При этом любой графические умения имеют свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования данных умений. Иногда они могут образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого умения.
По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графической грамотности развитие движений пальцев и кисти руки [32, с.339].
Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графической грамотности. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.370].
Наряду с традиционной методикой ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности существуют и авторские технологии по формированию графических умений. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формулирование графических умений должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.
Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при ознакомлении с элементами графической грамотности усилия нужно направлять, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.
Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать [26, с.638]:
- поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;
- укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
- доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).
Еще одним условием успешного ознакомления с элементами графической грамотности, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения графическим умениям, полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для ознакомления с элементами графической грамотности на основе определенного обобщения.
На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.