Смекни!
smekni.com

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века (стр. 3 из 8)

Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска "Алый парус". Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений [38].

Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первое десятилетие "коммунарского движения" ознаменовалось резким противопоставлением "жизненной практики" "учебной практике", воспитания опосредованного воспитанию "открытому", то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание "жизненной практики" с "практикой учебной", сочетание педагогики "скрытых педагогических воздействий" с педагогикой "открытой педагогической позиции".

И действительно, 70-е годы ознаменовались "движением педагогических отрядов", к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против "открытой педагогической позиции". Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда" [38].

В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение "культармейских комиссаров", юные культармейцы "Ориона" были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для создания первого в Москве и стране "Экспериментального педагогического отряда". Из трёх "форпостов" этого ЭСПО, созданных в "красных уголках" разных московских микрорайонов, "выжил" (и отметил своё 30-летие) один. И "выжил", вероятно, прежде всего по причине наиболее последовательного проведения "командирской педагогики" и "культармейской методики".

ЭСПО "положил начало" массовому движению студенческих педагогических отрядов [40].

В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество "Коммунарским-макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слётов и ещё несколько после смены названия на "Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов".

Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольше других прожили именно те отряды, которые сохранили "командирскую педагогику". А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе, прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет "последействие" совсем в ином качестве - в форме ассоциации "Педагогика социального творчества". Эта общественная организация имеет большое значение в качестве "хранителя и толкователя научно-методического наследия И.П.Иванова". Но в этом качестве сообщество "кимовцев" в значительной степени утратило роль "школы педагогов-организаторов" и, тем более, "бригады энтузиастов коммунистического воспитания" [40].

После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоро самодеятельное движение было "заформализовано" и скомпрометировано. Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего не осталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать [23].

Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советское время создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения и рассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовала единая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.

1.2 Развитие и формирование комсомольских организаций в СССР

Под воздействием рабочего движения в конце 19 и начале 20 вв. в стране активизировалось студенческое движение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партии сплачивать демократическое студенчество, пропагандировать идеи марксизма.

Большевики вели работу с молодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках, боевых дружинах, при подготовке стачки или демонстрации — везде вовлекали ее в борьбу за коммунизм. В революционных боях формировалось молодое поколение рабочего класса и трудового крестьянства. После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 на заводах и фабриках Петрограда, Москвы и других промышленных центров стали возникать кружки, комитеты рабочей молодёжи, а затем союзы [15].

В ходе Великой Октябрьской революции произошел перелом в жизни советских людей. Декретами Советской власти был установлен 6-часовой рабочий день для подростков, запрещён труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодёжи за счёт государства. Перед детьми рабочих и трудящихся крестьян были открыты двери средней и высшей школы [26].

Социалистическое преобразование страны ставило перед партией задачу создания единой молодёжной организации, призванной вовлечь молодое поколение в строительство социализма, воспитывать людей новой, коммунистической эпохи. В то же время юношеские союзы стремились к сплочению на большевистской платформе. [19].

1-й Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи (29 октября — 4 ноября 1918) объединил разрозненные союзы в общероссийскую организацию с единым центром, работающую под руководством Российской Коммунистической Партии большевиков. На съезде были приняты основные принципы программы и устав РКСМ. В тезисах, утверждённых съездом, говорилось: «Союз ставит себе целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство Советской России» [1].

Новая молодежная организация носила коммунистические задачи, она была призванная обеспечить в системе диктатуры пролетариата роль «приводного ремня», связывающего партию с самыми широкими слоями трудящейся молодёжи, быть проводником партийного влияния на массы, играл роль резерва Коммунистической партии [13].

В связи с образованием комсомола ЦК РКП (б) в ноябре 1918 направил всем партийным организациям циркулярное письмо, в котором указывалось, что РКСМ являлся школой, подготавливающей новые сознательные кадры коммунистов. Для укрепления комсомола ЦК РКП (б) рекомендовал членам партии комсомольского возраста вступать в РКСМ и принимать активное участие в работе его организаций. 8-й съезд РКП (б) (1919) принял специальную резолюцию «О работе среди молодёжи». Съезд признал РКСМ организацией, выполняющей громадную работу по сплочению и коммунистическому воспитанию молодёжи вовлекающей пролетарское юношество в строительство коммунизма и организующей его на защиту Советской Республики. Съезд подчеркнул необходимость идейной и материальной поддержки комсомола со стороны партии [6].

Весь смысл своей деятельности комсомол видел в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворения в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР. Отсюда следовало, что комсомол выполнял политические задачи, хотя по уставу он назывался общественной организацией. Определять ВЛКСМ как политический или общественно-политический союз означало бы придавать ему официально роль политического субъекта, который будет не только участвовать в решении политических задач партии, но и принимать политические решения [29].

Комсомол рос и развивался как многонациональная организация советской молодёжи, стоящая на принципах пролетарского интернационализма. Уже на 1-м его съезде в числе делегатов были посланцы из оккупированных иностранными интервентами районов Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии. После съезда стали оформляться организации в советских социалистических республиках. Они объединяли комсомольцев всех национальностей, проживающих на их территориях, и входили составной частью в РКСМ [43].

Комсомол боролся за сплочение международного рабочего юношеского движения. 2-й съезд РКСМ (октябрь 1919) обратился к пролетарской молодёжи всего мира с призывом создать Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ). При активном участии РКСМ в ноябре 1919 в Берлине был созван Международный юношеский конгресс, который явился Учредительным конгрессом КИМа. Советский комсомол был его активным членом [16].

Следуя принципам, заложенным В.И.Лениным, решения 14-го (1925) и 15-го (1927) съездов ВКП (б), 7-й (март 1926; РЛКСМ был переименован в ВЛКСМ) и 8-й (1928) съезды ВЛКСМ выдвинули перед комсомольцами задачи борьбы за индустриализацию страны, социалистическое переустройство сельского хозяйства, за овладение наукой и техникой.