Смекни!
smekni.com

Организация работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях V вида (стр. 11 из 13)

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близки эти занятия детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу с ребенком.

Методика «Дом. Дерево. Человек»

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь». «Нарисуй дом, который тебе нравится, можно нарисовать свой дом». «Далее нарисуй дерево любое, у дерева должен быть ствол, ветки, листья, если есть».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Одноэтажный или многоэтажный дом?», «Ёлку или березу?»), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуй, пожалуйста, человека».

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда его надо ободрить и поддержать.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, что за человек, дом, дерево нарисованы (Кто этот человек? Чей это дом? Как называется дерево? и тому подобные).


Методика «Несуществующее животное»

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Её рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с 5-6 лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у тебя развито воображение, фантазия. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до тебя никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый ребенок говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и тому подобное, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать придумать по ходу рисования.

Когда ребенок заканчивает рисовать, его просят придумать животному название. Если придумывание названия вызывает очень большое затруднение, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и тому подобное). В этом случае надо попросить сделать еще один рисунок, нарисовать на этот раз животное, которого на самом деле нет. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного проверяющий говорить: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?»

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования.

Методика «Рисунок семьи»

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?»

По завершению рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?» Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?» Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и тому подобные. Беседу проводят в свободной форме.

Анализ рисунков детей.

В рисунках детей проявилась как несформированность графических навыков (плохой штрих, прорисовка мелких деталей, отсутствие мелких деталей и другое), так и недостаточность представлений об окружающем мире (низкая сформированность схемы тела, отсутствие пальцев, конструкций дома, листьев на деревьях и другое). Рисунки некоторых детей выполнены на очень низком графическом уровне, где люди представлены в виде головоногов (Настя С.) или очень схематично (Коля С., Марина Б., Ваня С., Сережа С).

Анализ рисунков позволил выявить особенности внутрисемейной атмосферы и доминирующие тенденции в личностном развитии детей.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что лишь у 10% детей в семье присутствует тесный эмоциональный контакт.

Рисунки Вики Б. свидетельствуют о гармоничных отношениях в семье. Они выполнены на высоком графическом уровне, девочка выделяет группу родителей и детей, куда входят она и старший брат. В рисунках можно увидеть и некоторые личностные характеристики членов семьи: уравновешенность отношений, спокойствие, уважение друг к другу.

Отношения между взрослыми и детьми согласно их рисункам, гармоничные. В семьях остальных детей (90%) складываются неадекватные отношения. Это проявляется в доминирующих тенденциях личностного развития детей, таких, как тревожность, агрессивность и интровертированность. Эти характеристики явились основанием для выделения трех групп детей.

Первая группа: тревожные дети.

В эту группу входят Аня Аф., Илья Т., Света Т. Сильный нажим в штриховке, стремление закрасить рисунок свидетельствует об эмоциональной напряженности и неуверенности детей в себе.

В рисунке «Семьи» Ани Аф. выделяется одна из основных характеристик тревожности – закрашивание глазного яблока и отсутствие зрачка. У младшей сестры Ани Аф. глаза закрашены даже черным цветом. Из беседы Ани Аф. известно, что Аня ревностно относится к своей младшей сестре и боится, что она займет более значимое положение в семье, чем сама Аня Аф. Это пугает девочку и травмирует. Рисунок Ани Аф. «Несуществующее животное» выполнен очень схематично. Аня изображает «летающую кошку», то есть животное с крыльями, что свидетельствует о слабости психологических механизмов защиты девочки, склонности к компенсаторному фантазированию, мечтательности.

В рисунках Ильи Т. явно прослеживается эмоциональная неудовлетворенность в отношениях с близкими (недостаточность эмоциональной поддержки), несмотря на изображенный тактильный контакт. Рисунок «Семьи» Ильи Т. выполнен в черно-белой цветовой гамме (хотя были предложены цветные карандаши). Другой явной чертой тревожности является вытянутость изображенных фигур и отсутствие улыбки на его лице. В качестве «Несуществующего животного» Илья Т. изобразил маленького волчонка, слабого и беззащитного. В рисунке «Дом. Дерево. Человек» Илья Т. изображен маленьким в сравнении с пышной доминирующей кроной дерева.

В рисунках Светы Т. образы людей вытянутые, что является также явным признаком тревожности, также закрашены зрачки. Себя Света Т. изображает сбоку от родителей, а не между ними. В повторном рисунке «Семьи» девочка изобразила только маму. Это значит, что все остальные члены семьи, включая ее, занимают второстепенное положение. Последняя характеристика свидетельствует о заниженной самооценке девочки.

О заниженной самооценке свидетельствуют рисунки Коли С. В рисунке «Семьи» он также изобразил только маму. А в рисунке «Дом. Дерево. Человек» о тревожности ребенка свидетельствует отсутствие листьев на дереве, отсутствие окна и двери.

Вторая группа: агрессивные дети.

Дети, в рисунках которых появились черты импульсивности, агрессивности. Тенденция к агрессивности проявляется в повышенном внимании детей к изображению зубов, клыков, позы нападения, острых предметов и других.

Так, в рисунках Вани С. несмотря на низкий уровень сформированности графических навыков, очевидно проявление черт импульсивности, агрессивности (открытый рот, жирная штриховка, острые лучи у солнца).

Рисунок Марины Б. занимает весь лист. Характерна поза изображенных людей – руки в стороны (экстраверт), рот изображен открытым. Себя Марина Б. изображает сбоку от родителей. В обоих рисунках «Семьи» контакт между родителями и девочкой отсутствует. В рисунке «Несуществующее животное» девочка изобразила вампира, рядом с ним человека с острыми зубами, что явно свидетельствует об агрессивных тенденциях.

Рисунки Сережи С. выполнены на достаточно низком графическом уровне. Для изображенных персонажей характерна поза экстраверта (руки в стороны, ноги врозь).

Себя Сережа С. изображает сбоку от родителей. В рисунке «Несуществующее животное», на котором изображен динозавр свидетельствует о немотивированной агрессии.

Рисунки Насти С. выполнены на низком уровне (рисует головоногов), в процессе рисования Настя С. ведет себя импульсивно, ее действия характеризуются размашистыми импульсивными движениями, сильным нажимом на карандаш.