Перед воспитанием, по мнению И.Г. Песталоцци, стоит прогрессивная задача – гармонично развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствующую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее доступной бедным слоям населения.
Он уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса воспитания, вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения И.Г. Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.
Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая И.Г. Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
Александр Николаевич Радищев считал, что основной задачей воспитания является формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое Отечество. А.Н.Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. «Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой…» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.
Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» А.Н. Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе.
Главное в формировании человека, согласно А.Н. Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.
Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, А.Н. Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитание нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами или наклонностями.
Виссарион Григорьевич Белинский – известный публицист, философ, автор педагогической теории о гармоничном развитии человека. Резко выступал против широко распространенных в его время утверждений, что природа человека предопределяет возможности его воспитания. Он, напротив, утверждал, что природа щедро одаряет людей способностями, дарованиями, а бездарные и тупые люди – такое же редкое исключение, как физические уроды. Сословная принадлежность человека также не должна ограничивать его право на образование и воспитание.
В.Г. Белинский высказал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Указывая, что ребенок не вещь, не игрушка в руках воспитателя, В.Г. Белинский подчеркивал, что демократическая педагогика с доверием относится к детям, что в каждом ребенке есть хорошие стороны. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развивать, сформировать.
Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств.
В.Г. Белинский ставил перед воспитанием новые задачи. В противовес официальной педагогике, которая видела в воспитании средство подготовки детей к выполнению ими в будущем их сословно-профессиональных обязанностей, он выдвинул требование общечеловеческого воспитания. «Первоначальное воспитание, – говорил он, – должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы в последствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Воспитание развивает в ребенке такие качества и черты, которые должны иметь все люди вне зависимости от их социального положения. «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии, – говорит В.Г.Белинский, –быть человеком».
В.Г. Белинский сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине.
Одним из основных положений педагогической теории В.Г. Белинского является гармоническое развитие человека.
Нравственное воспитание В.Г. Белинский считал важнейшей стороной формирования человека – общественного деятеля. Он стремился вскрыть психологические основы морального воспитания, обращая внимание педагогов на сложность процесса нравственного воспитания и предупреждал против формального подхода к нему.
Много внимания уделял В.Г.Белинский вопросам семейного воспитания. В любви родителей к детям не должны преобладать родительское самолюбие, эгоистические, тщеславные расчеты. Родители должны любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому основой любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к истине и человечеству.
В.Г. Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Но не менее отрицательно он отзывался и о таком воспитательном воздействии родителей на детей, когда последних превращают в попугаев, обязанных с почтением выполнять то, что говорят, что требуют взрослые. Такая атмосфера способствует тому, что в детях убиваются «энергия, воля, характер, жизнь, они делаются почтительными статуями, заражаются рабскими пороками – хитростью, лукавством, скрытостью, лгут, обманывают, вывертываются».
Избежать всех этих недостатков в воспитании можно, только установив правильные отношения между родителями и детьми. Они должны покоится на уважении взрослых к личности ребенка, к его человеческому достоинству.
В основе педагогической системы Константина Дмитриевича Ушинского лежит идея «народности воспитания». «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных из другого народа,» – писал К.Д.Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.
К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Поэтому он определял воспитание, как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности.
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Антон Семенович Макаренко – педагог-новатор, обогативший отечественную педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но не достаточно разработанные до него педагогические проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и другие).
Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. А.С. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорит А.С. Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи, и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативности.