Смекни!
smekni.com

Основные идеи и их методическое воплощение в коммуникативно-деятельностной системе С.А. Зыкова (стр. 1 из 4)

Реферат

Основные идеи и их методическое воплощение

в коммуникативно-деятельностной системе С.А. Зыкова

Оглавление

Введение

§ 1. Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции

§2. Усвоение глухими школьниками системного устройства языка

§3. Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей

§ 4. Уроки предметно-практического обучения (ППО) в школе для глухих детей

Заключение

Список литературы

Введение

До середины 50-х гг. ХХ в. в отечественной сурдопедагогике речевое развитие глухих рассматривалось как результат планомерного и последовательного изучения ими языка — его произносительной стороны, словарного состава, грамматики, синтаксиса. В 1950 – 60-е гг. целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение разработала теоретические и методические основы оригинальной системы воспитания и обучения глухих детей. Исследования проводились в НИИ дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги — С.А. Зыков, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, В.И. Бельтюков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, А.Ф. Понгильская, Э.И. Леонгард, А.П. Гозова, Т.А. Власова, Г.Л. Зайцева, Л.П. Носкова, Е.П. Кузьмичева, Э.В. Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи — И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова и другие. В основе системы лежат результаты многолетних исследований, обобщенные знания из смежных педагогике наук: психологии, лингвистики, физиологии, семиотики и др.

Известным отечественным сурдопедагогом С.А. Зыковым, доктором педагогических наук, профессором и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи — на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы, а также применительно к своеобразию речевого развития ребенка при нарушенном слухе. Эта система получила название коммуникационная или коммуникативно-деятельностная. Краеугольным камнем обучения языку глухих детей по данной методике является предметно-практическая деятельность учащегося, организованная на коллективных началах.

1958 год считается знаменательным рубежом в развитии советской школы для глухих. Речь идет о начале повсеместного внедрения коммуникативно-деятельностной системы обучения глухих, разработанной Сергеем Александровичем Зыковым. В 1972 г. все школы 1 вида перешли на новые программы обучения по данной системе. Наполняемость классов снизилась с 12 до 7 человек. По системе С.А. Зыкова стали работать и детские сады (по программе Б.Д. Корсунской).

Новаторство системы состоит, прежде всего, в том, что во главу угла в процессе обучения языку С.А. Зыков поставил решение проблемы потребности глухого ученика в словесной речи. Тем самым он воплотил в педагогическую практику методологическое положение Л.С. Выготского о роли потребности как детерминанты человеческой деятельности: «Если найден секрет, создать потребность, т.е. поставить цель, будет и сама речь». Возможности создания потребности в речи С.А. Зыков извлек из теоретических представлений психологов о природе словесной речи. Речь есть знаковая система; присвоение (интериоризация) человеком знака идет только в процессе совместной предметной деятельности, опосредованной общением (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, А.Н. Соколов, Л.В. Щерба и др.). Следовательно, чтобы потребность в языке возникла, необходимо, во-первых, чтобы язык усваивался в неразрывной, немедленной связи с деятельностью, обслуживая все виды деятельности ребенка; во-вторых, языком глухой ребенок должен овладевать изначально в его основной функции – функции общения, будучи погружен педагогами в непрерывную сеть коммуникативных ситуаций. Коммуникативно-деятельностная система предполагает развитие речевой деятельности у глухих детей не только как владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, письмом, чтением, дактилированием, зрительным восприятием с лица и с дактилирующей руки говорящего, – но и как освоение всей структуры речевой деятельности: ее целей, мотивов, способов, средств.

В работе будут рассмотрены основные идеи коммуникативно-деятельностной системы, а также их методическое воплощение на практике.

§ 1. Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции

В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции. Такое обучение предполагает практическое усвоение детьми словарного состава, грамматического строя, фонетической структуры языка. Практическое овладение языком создает предпосылки для последующего изучения школьниками языковых явлений и их закономерностей, что служит дальнейшему обогащению речевой практики.

В процессе обучения языку глухие школьники овладевают речью диалогической и монологической, так как они служат задачам коммуникации. Исходным видом речи является диалог, т.к. в естественных условиях слышащий ребенок начинает овладевать языковым общением на основе диалогической речи, поскольку диалог – это та форма речи, которая обслуживает непосредственные контакты. Диалог – гораздо более доступная версия речи, нежели монолог, поскольку в реплицировании (чередовании реплик) взрослый выступает как фасилитатор, поддерживающий инициатор говорения, а ребенок выступает как подхватывающий инициативу, овладевающий репликами по подражанию; в диалоге используются простейшие, часто неполные синтаксические конструкции; в диалоге (поскольку это непосредственные контакты) огромную контекстную роль играет конситуация, параязыковые средства.

Детей обучают речевым высказываниям, приближенным к лексике и синтаксису устной разговорной речи (неполные предложения, типовые вопросительные, побудительные, повествовательные конструкции). Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по развитию речи, на уроках по всем другим учебным предметам и во внеучебное время, тем самым глухой ребенок погружен в непрерывную и интенсивную диалоговую среду.

Более позднее языковое образование – связная монологическая речь – формируется по аналогии с нормой на основе разговорной речи. Монолог – индивидуально организованный вид речевого общения. Все виды работ по формированию связной монологической речи в начальной школе для глухих имеют непосредственную коммуникативную направленность (рассказ о событии, письма, заметки, рапорты, отчеты и т.п.). В средних и старших классах продолжается формирование связной речи уже как специфической монологической формы, обслуживающей изложение мыслей, рассуждения, описания (рассказ, изложение, сочинение, отзыв, публичное сообщение и т.п.). В монологе (письменном или устном) связная речь, будучи опосредованно обращенной к другому, не-Я, также выступает как средство коммуникации.

Начинают обучаться по данной методике с наиболее доступной для глухих дактильной формы речи. С первых же дней школьного обучения глухие дети осваивают по подражанию учителю слитные дактильные образы слов, затем дактилемы, из которых научаются самостоятельно складывать слова. В системе С.А. Зыкова дактильная речь выполняет две основные функции.

Согласно своей первой функции, дактильная речь, будучи природосообразной сенсорному потенциалу глухого ребенка, помогает педагогам своевременно ввести слово-понятие в образовательный и коммуникативный оборот вне зависимости от сложности звукобуквенного состава слова и произносительных возможностей обучаемого. Учащийся дактилирует буквенный состав слова и одновременно произносит те звуки слова, которые у него на данный момент поставлены. Остальные звуки он временно либо опускает, либо произносит приближенно. Из исходной, приоритетной формы на начальном этапе школьного обучения дактильная речь становится вспомогательной по мере усвоения учащимся устно-речевых и письменно-речевых навыков. Что же дает указанная выше независимость? Она обеспечивает возможность достаточно быстрого накопления словаря, что подтверждено экспериментально. Так, когда было введено дактильное обучение по системе С.А. Зыкова, то уже в подготовительном классе усвоение речевого материала увеличилось в три раза (с 200 до 600 слов).

Вторая функция дактильной речи тесно связана с процессом формирования образа слова: визуально-двигательный тип восприятия и дактилирования слова помогает глухому ребенку более четко анализировать его звукобуквенный состав, делает образ слова устойчивым.

Ведется работа по обучению зрительному восприятию устной речи (чтение с лица) и произношению, дети упражняются в слуховом восприятии устной речи, также как и слышащие, обучаются чтению и письму.

Обучение языку в его коммуникативной функции предполагает целенаправленную систему работы, которая обеспечивает планомерное, очерченное программой усвоение школьниками языка при соблюдении обязательного условия, что каждое усваимое слово, словосочетание несут в себе нагрузку коммуникативности. Слово (в коммуникативной функции) представляет собой знак, указывающий на предмет, явление, действие, свойство в знаковой ситуации, а не смысловой (как это было в других системах).

Примером такой ситуации может быть обращение «Возьми карандаш», здесь слова «возьми» и «карандаш» употреблены в знаковой ситуации, но они содержат в себе и смысловое значение. Однако если владеть только смысловым значением, то слова оказываются мертвыми, недействующими. Так, дети бы понимали значение слов, но не знали, что им следует сделать. Центральным звеном знаковой ситуации является человек, к которому обращено слово. Коммуникативно-деятельностная система предусматривает такое построение работы, при котором каждое предлагаемое детям слово усваивалось бы в знаковой ситуации.

Суть обучения языку «по принципу формирования речевого общения» состоит в том, что развитие речевой компетенции осуществляется на основе применения языка как средства общения на всех этапах обучения. Школа обеспечивает восхождение глухого учащегося от освоения разговорной (диалогической) к монологической речи в специально организуемых коммуникативных ситуациях. Специальная организация практики речевого общения в процессе деятельности – необходимое условие возникновения и развития языковой способности, усвоения системного устройства языка, компонентами которого являются «языковая способность – речевая деятельность – языковая система».