Смекни!
smekni.com

Основы педагогики (стр. 1 из 5)

Самостоятельная работа №1.

Тема: Становление педагогики как науки.

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни,

кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается

основания почерпаются из самой природы вещей;

истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;

порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам.

легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике.

Каждый человек должен получать образование: «В школы следует отдавать всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях». Человек должен получать образование с детства: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте». Обучением занимаются специально подготовленные люди «обладающие знаниями и серьезностью характера»: «Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями, школьными учителями, профессорами, а самые места, которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.». Идея обучения в коллективе: «Более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, т. к. больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других». Необходимо, чтобы: «При посредстве наук и искусств развивались природные дарования; совершенствовались языки; развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями».

Я. А. Коменский был глубоко убежден в том, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться (принцип природосообразности). Поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их словам, обучение нужно начинать с наблюдения над этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное (принцип наглядности).

Метод обучения, предлагавшийся Я. А. Коменским, характеризовался стремлением сделать весть процесс разумно организованным и целенаправленным; содержание, расположение и изучение учебного материала должны быть последовательными, переходящими от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распрастранненому (принцип последовательности). Данный метод также должен был вызывать у детей радость от овладения знаниями, позволяя без скуки, без окриков и побоев идти по пути познания (принцип сознательности и активности). Но выполнить это возможно только при учете уровня развития детей и имеющихся у них знаний, их интересов, направленных на познание окружающего мира (принцип доступности).

Я. А. Коменский разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения. При такой системе организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня – от четырех уроков для младших школьников до шести уроков в день у старших школьников.

Свойства научной педагогики как целостной системы должны, по мнению И.Ф. Гербарта, концентрироваться в цели воспитания, выражающей ее интегративные, системообразующие связи, вследствие чего воспитатель не должен предъявлять воспитаннику требований, не связанных с целью воспитания. Целью же воспитания должна быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида.

Таких первичных этических идей И.Ф. Гербарт выделял пять:

- идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

- идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

- идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

- идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу воль;

- идея справедливости как воздаяние за каждое действие, предпринятое по отношению к воле другого человека: либо поощрение, либо наказание.

И.Ф. Гербарт также выделял две группы целей воспитания – возможные и необходимые. Возможные ориентированы на перспективу, имея ввиду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже, будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивают объективной, содержательной стороны, которая должна составить предмет свободного выбора. Необходимые цели касаются выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной разнообразной восприимчивости, что осуществляется через развитие многостороннего интереса. К ним И.Ф. Гербарт относил те, которые определялись нравственностью, обязательной для всех. Соответственно воля воспитанника должна развиваться в направлении благожелательности, права и справедливости, внутренней свободы и совершенства.

Главную цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. К.Д.Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы. Искусство воспитания, утверждал К.Д.Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Антропологические знания дают возможность правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей развития определить содержание обучения и формы его организации. К.Д.Ушинский тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера.


ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ Сообразность(связь) Принципы обучения
Законы природы Требования к организации обучения
Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке. «Образование человека должно начинаться в детстве; необходимо выбирать надлежащее время для умственных упражнений; располагать упражнения так тщательно, чтобы все шло вперед в естественной последовательности, безошибочно». Педагогический процесс надо согласовывать с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; учитывать этапы развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений. Принцип доступности.Принцип систематичности и последовательности.
Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. «Подготовлять книги и все другие учебные пособия; развивать ум ранее языка; никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык следует изучать из произведений подходящих авторов; реальные учебные предметы предпосылать формальным; примеры предпосылать правилам». Обучение предполагает соответствие содержание образования уровню развития современной науки; научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами. Принцип наглядности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой.
Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет; сперва надлежащим образом его подготовляет, чтобы он стал подходящим. «Всякий, кого отдают в школу, пусть остается в ней до конца; когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены; все, препятствующее ученикам, должно быть от них устранено». Предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему. Принцип личностного подхода.
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ Сообразность(связь) Принципы обучения
Законы природы Требования к организации обучения
Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца. «Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь; время должно быть распределено с … точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа; распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено». Предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, т.к. сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности. Принцип преемственности.Принцип последовательности и систематичности.
Всякое свое действие природа начинает изнутри. «Нужно формировать понимание вещей, развивать память, язык и руки; учитель должен соблюдать все способы раскрытия познавательных способностей и применять их сообразно обстоятельствам». Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности; предполагает опору на сильные стороны обучаемых. Принцип воспитывающего обучения.
Природа так располагает материю, чтобы она стремилась к форме. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Развитие у учащихся аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения. Принцип сознательности и активности.

Особенности организации обучения
Средства и методы Руководство родителям. Книжки с картинками. Отдельные классы, для каждого класса должны быть предназначены особые учебники. Отдельные специализированные классы, соответствующее расписание занятий. Обучать должны ученые и профессора, избранная библиотека различных писателей.
Содержание воспитания «… чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их» «… научились тому, пользование чем простиралось бы на всю их жизнь» «… чтобы юноши достигли… твердого основания для приобретения совершенной учености в чем-либо в будущем» Выбирать профессию по призванию, поощрять учащихся ко всему, чтобы они могли получить всесторонне образование.
Цели обучения «… будут упражняться преимущественно внешние чувства» «…будут упражняться внутренние чувства, сила воображения и память» «… будут развиваться понимание и суждения обо всем собранном ранее материале» «… развивать преимущественно то, что относится к воли, способности, которые научат сохранять гармонию»
Место В каждом доме. В каждой общине, в каждом селе. В каждом городе. В каждом государстве, в каждой большой области.
Возраст и успешность учащихся От 0 до 6 лет. Мальчики и девочки. Все без исключения. От 6 до 12 лет. Мальчики и девочки. Все без исключения. От 12 до 18 лет. Только юноши, которые хорошо обучены. От 18 до 24 лет. «Избранные умы, цвет человечества».
Периоды Младенчество. Детство. Отрочество. Зрелость.
Школы Материнское попечение. Школа элементарная, или народная школа родного языка. Латинская школа, или гимназия. Академия.

Используемая литература: