· периодическая проверка по устному разделу или теме урока (функция – систематизация и обобщение);
· итоговая проверка проводиться в конце каждой четверти и по завершению учебного года;
· комплексная проверка (функция – диагностирование качества реализации межпредметных связей).
Требования к оценке знаний ученика:
1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение.
2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами, уметь пользоваться ими при объяснении новых фактов, при решении различных вопросов и практических задач.
3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их.
4. Знания ученика должны иметь практическую значимость.
5. Необходимо соблюдать требования к устной и письменной речи учащихся.
При безотметочном обучении используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», технологических карт, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по множеству параметров.
16. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Процесс В-я х-тся такими особенностями: 1.целенаправленность 2. длительность (по существу - непрерывность процесса, меняется только роль и соотношение разл воспитательных факторов) 3. комплексный процесс (форм-е личности в целом) 4.отдаленность рез 5. неодинаковость рез восп-я 6. В может наталкиваться на противоречия 7. В осущ путер освоения общ опыта, кт усваивается в общ д-ти и общ отношении. Сущность процесса В сост в том, чтобы включить личность в разнообразные виды д-ти., чтобы она овладела опытом! Деятельностный подход: лежит в основе восп процесса. В д-ти складываются отнош с др людьми. Общение, д-ть позволяет руководить процессом развития личности.
Цели и задачи воспитания. Идеальное (т.е. нематериальное, продукт сознания) предвидение результата называется целью. Цель - исходный компонент деятельности. Специфика цели, как социально-психологического феномена: цель существует, но она недостижима (меняется субьект цели => меняется цель); цель имеет лишь внешние контуры (меняется среда => меняется цель); цель, при ее объективном характере, с точки зрения зарождения всегда субьективна. Итог: цель воспитания - личность, способная строить Жизнь, достойную Человека. Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка. Идеалы - признак и показатель высокой культуры общества и отдельного человека.
В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.
Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.
Жан Жак Руссо (1712-1778), французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джэентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила природа ребенка. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека. Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу, причем детей тружеников воспитывать не нужно, они уже воспитаны самой жизнью, надо правильно воспитать детей аристократов, и мир станет иным. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.
В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством Алексея Александровича Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией Ивановной Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции - всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, уважения к правилам, нормам совместной жизни, развитие способности к объективной самооценке; воспитание положительного отношения к труду. Идеи, предложенные авторами: 1) личностный подход - признание личности высшей социальной ценностью; 2) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания; 3) природосообразность - учет половых и возрастных особенностей учащихся; 4) культуросообразность - опора на национальные традиции народа; 5) гуманизация межличностных отношений; 6) опора на чувства воспитанников.
Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее - оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Понятие "культура" - есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Культура - это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии - такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.
17. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВР.ПЕД.НАУКЕ
Метод воспитания - система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Классификация методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Рассмотрим по одному из каждых методов. 1. Беседа как метод воспитания, в основе которого лежит диалог (полилог) учителя и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам.
При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях. 2. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Так же важно организовать самоконтроль учащихся. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. 3. Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается взаимосвязь внешнего и внутреннего.