Смекни!
smekni.com

Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет (стр. 8 из 11)

Учитель пишет букву м, произносит соответствующий ей звук м и предлагает ученику воспроизвести его по подражанию, проверяя себя с помощью остаточного слуха и приложив ладони к щекам. Вслед за этим учитель показывает букву а и требует, чтобы ученик произнес звук а. Далее, показывая ученику попеременно то одну, то другую букву, учитель заставляет ученика многократно произнести м и а, разделяя их паузой. При этом важно, чтобы и тот и другой звук произносились протяжно. В заключение буквы пишутся слитно и ученику предлагается слитно произнести слог ма. Переход от м к а должен происходить при максимально плавном размыкании губ. Добившись правильного произношения слога ма, можно приняться за отработку слова мама. В последующих упражнениях важно отдифференцировать звук м от заменяющего его при закрытой гнусавости звука п (или б) путем сопоставления того и другого в слогах и словах, например: па — ма, папа — мама.

Усвоив правильное произношение слова мама, ученики -могут испытывать новые трудности в произношении звука м, знакомясь с некоторыми другими словами, включающими этот звук. Сюда относятся обычно слова, в которых звук м стоит перед гласными у, или и (ы), или перед взрывными согласными. В качестве примера можно привести такие слова, как му (звукоподражание), лампа, мыло, Миша и т. п. В таких словах у детей часто вновь появляется закрытая гнусавость, которая, казалось, была уже преодолена при отработке слова мама. Бывает и так, что закрытая гнусавость вообще впервые появляется именно в словах указанного типа. В случае возникновения закрытой гнусавости или возврата к ней при произнесении тех или иных слов необходимо специально отрабатывать эти слова и соответствующие слоги, входящие в их состав и включающие звук м. Приемы работы остаются в общем теми же, что были описаны применительно к устранению закрытой гнусавости в слове мама.

Звук «н».

Закрытая гнусавость, при которой вместо н получается д или т, а иногда и сочетание нд и нт.

Необходимо прежде всего проверить произношение звука м, так как закрытая гнусавость распространяется обычно на оба носовых звука. Если звук м окажется дефектным, то надо исправить его в первую очередь или вести работу параллельно над м и н. Если же закрытая гнусавость проявляется только в отношении звука н, то работа по ее преодолению должна строиться следующим образом: учитель предлагает ученику произнести протяжное м, обращая внимание на его звучание и на вибрацию носа. Вслед за этим учитель произносит протяжное я, давая ученику возможность слышать его звучание, видеть артикуляцию и осязать вибрацию носа. Получив протяжное н, можно перейти к слогам, сначала обратному (ан), а затем и к прямому (на). При этом необходимо следить, чтобы и в слогах звук произносился достаточно длительно и не переходил под конец в д или т. Показывая ученику произношение прямого слога, следует возможно мягче размыкать затвор между языком и зубами, чтобы избежать при переходе от н к а возможного вклинивания звука д или т (нда или нта вместо на). Если все-таки один из этих звуков будет упорно вклиниваться в слог, то можно воспользоваться приемом, который был рекомендован в аналогичном случае применительно к звуку м.

Звук «л».

Некоторые дети звук л заменяется звуком д или т: вместо лампа слышится дампа или тампа — нет боковых проходов для выдыхаемого воздуха, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

Необходимо отчетливо показать ученику перед зеркалом разницу между правильным и неправильным положением языка, предложить ему высунуть язык жалом, а затем оттянуть назад и приложить кончиком к верхним резцам. Проделав такого рода подготовительные упражнения как чисто артикуляционные, следует предложить ученику, удерживая язык в требуемом положении, сделать плавный выдох, а затем включить и голос. Таким путем часто удается получить удовлетворительное л. Важно, чтобы во время указанных упражнений ученик контролировал себя посредством зрения (перед зеркалом), остаточного слуха (с помощью звукоусиливающей аппаратуры), а также осязания (поднеся одну руку ко рту и приложив другую к гортани). Если описанные приемы не приведут к цели и язык вновь и вновь будет закрывать боковые проходы своими краями, то можно воспользоваться механическим приемом, который состоит в следующем: ученику предлагают слегка высунуть язык, поперек которого кладут круглую палочку (лучше всего пластмассовую). Вслед за этим ученик должен, обогнув палочку, прикоснуться кончиком языка к верхним резцам.

Получив таким образом боковые щели, надо предложить ученику сделать плавный выдох, а затем присоединить и голос. После ряда упражнений с механической помощью (прямые, обратные слоги, звук между гласными), когда требуемая артикуляция несколько закрепится, можно предложить ученику воспроизвести звук л в слогах и словах уже вполне самостоятельно.

Свистящие.

Коррекция звука «з».

Указав на первый слог, учитель произносит его, протягивая согласный с. При этом он прикладывает одну руку ученика к своей гортани, а другую подносит к своему рту. Подобным же образом читает этот слог ученик, контролируя себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту. В следующий момент, указав на букву с, учитель повторно произносит протяжное с и побуждает ученика проделать то же самое одновременно с ним. Руки ученика находятся у рта и гортани учителя. Во время произнесения с учитель включает голос и переходит на звук з. Ученик следует за учителем и также включает голос. В этот момент учитель указывает на букву з, связывая с ней воспроизводимый учеником звук. Упражнение повторяется несколько раз, причем от ученика требуется протяжное произнесение звука з. Далее ученику предлагается несколько раз прочитать попеременно буквы з и с, а затем и слоги за, са. Наконец, следует чтение слова замок и называние картинки с его изображением. Ученик контролирует себя с помощью тактильно-вибрационных ощущений и остаточного слуха.

Разумеется, получить указанным способом чистое з можно лишь при наличии чистого с. Если же с произносится учеником с теми или иными недостатками, то большинство их распространяется и на з.

Шипящие.

Звук «ж».

Работая над звуком ж, например, в слове пожар, следует прежде всего использовать имеющиеся у ученика остатки слуха, применив приемы, аналогичные описанным выше, при изложении работы над звуком б. Звук ж в выделенном из слова слоге жа и в изолированном виде должен произноситься протяжно. Прослушивая слово и слог, произносимые учителем, ученик одновременно должен видеть артикуляцию. Если добиться воспроизведения учеником звука на основе слухо-зрительного восприятия не удается, то необходимо перейти к другим приемам. Учитель пишет слоги ша и жа. Указав на букву ш, учитель произносит слог ша, протягивая звук ш. При этом он прикладывает одну руку ученика к своей гортани, а другую подносит к своему рту. В следующий момент, вновь указав на букву ш, учитель произносит протяжное ш и побуждает ученика проделать то же самое одновременно с ним. Руки ученика у гортани и рта учителя. Произнося звук ш, учитель в известный момент включает голос и переходит на звук ж. Ученик, следуя учителю, тоже присоединяет к произносимому звуку голос. В этот момент учитель указывает на букву ж, связывая с ней воспроизводимый учеником новый звук. Упражнение повторяется несколько раз, причем от ученика требуется протяжное произнесение звука ж. Далее ученику предлагается несколько раз прочитать попеременно буквы ж и ш, а затем слоги жа и ша. Наконец, следует чтение слова пожар и называние картинки с его изображением. Ученик контролирует себя с помощью тактильно-вибрационных ощущений и остаточного слуха.

Разумеется, получить указанным способом чистое ж можно лишь при наличии чистого ш.

При любых обстоятельствах, получив у ученика правильное произношение звука ж, необходимо в течение некоторого времени требовать несколько утрированного, более длительного, чем обычно, произнесения этого звука в речи. Выполнение этого требования может служить известной гарантией от соскальзывания учащихся на то или иное дефектное произношение, в частности на сонантное ж.

Звук «ш».

Для большинства учащихся постановка звука ш требует индивидуальной работы, во время которой прежде всего используется только что указанный прием, основанный на простом подражании.

Чаще всего затруднения в постановке звука ш обусловлены неумением ученика придать языку требуемое положение. В таких случаях необходимо прежде всего отказаться от выдвигания губ, так как оно мешает видеть положение языка. Показывая артикуляцию языка, следует приоткрыть рот, обнажить зубы и запрокинуть голову. Если ученик не может поднять язык к нёбу, придав ему в то же время необходимую форму, то следует сначала попытаться получить прообраз требуемой артикуляции, при которой язык соприкасается с верхними резцами или альвеолами, оставляя посредине плоскую щель. Получив, таким образом, звук, представляющий собой нечто вроде верхнего с, в дальнейшем ученику можно предложить отодвинуть язык назад до положения, характерного для звука ш. Переход от первой артикуляции ко второй возможен лишь тогда, когда это уже не повлечет за собой утраты необходимой формы языка, обеспечивающей смыкание его боковых краев с верхними коренными зубами и образование щели между передним краем языка и нёбом. Как при положении языка за верхними зубами, так и при его положении у нёба рот должен быть приоткрыт. Лишь после того как положение языка у нёба достаточно укрепится, ученику можно предложить произносить звук со сжатыми зубами и выдвинутыми губами. Уже при зазубной артикуляции звук должен употребляться в словах, несмотря на то что по своему характеру он скорее напоминает с, чем ш. Это облегчит впоследствии включение отработанного ш в речь.

Для лучшего контроля можно поднести горизонтально к кончику носа полоску бумаги, которая под действием струи воздуха должна отогнуться вверх. Если ученик окажется не в состоянии загнуть передний край языка к верхней губе, то ему следует помочь, подняв язык пальцами или шпателем.