Не всякий предмет дети могут изобразить с натуры, передать его строение, цвет, характерные особенности. Это следует учитывать, отбирая предмет для рисования. Важно увидеть и подчеркнуть красоту и выразительность простого предмета, предлагаемого для рисования. При подготовке и проведении занятий с детьми, развитии их цветового восприятия, а также при обучении работе с красками необходимо использовать их знания и навыки, чувство цвета, выработанные в самостоятельной творческой деятельности.
Прежде чем давать воспитанникам краски для рисования, целесообразно сделать эскиз, найти цветовые отношения.
В рисовании и лепке главное — это правильно поставить задачу и разрешить ее. Умение анализировать результаты своей работы позволит в дальнейшем творчески анализировать работы детей. Практические умения дадут возможность профессионально и со вкусом сделать необходимые пособия.
Воспитатель детского сада участвует в оформлении интерьера групповой комнаты, вестибюля, зала, иногда привлекая к этой работе и детей. Важно, чтобы педагог при этом проявил вкус и знание станкового и декоративного искусства. Особое значение это имеет для сельских детских садов, своеобразие интерьера которых требует специфического оформления.
Необязательно украшать стены картинами — можно использовать и аппликации, и рисунки, доступные пониманию детей: птица на ветке, заяц или белочка и т. д. Детей заинтересуют рисунок или аппликация, сюжет которых связан с определенным временем года, например осенняя ветка рябины, грибы, земляника в траве, новогодняя елка.
Хорошо смотрятся декоративные элементы, лепка (выполненные воспитателем и детьми): фигурки птиц, животных, детей, простые сюжеты, некрупное декоративное рельефное панно.
Выдумкой и вкусом должно отличаться и оформление участка, например домики для игры в современном или сказочном стиле, расписанные орнаментом (конечно, облик домиков совершенно различен); красочные детали для оформления детских построек из песка, глины.
Если идет, например, подготовка к празднику весны, изготавливается панно с березками на цветной бумаге (ствол белой гуашью рисует или наклеивает воспитатель, а листья вырежут и наклеят дети). К новогоднему празднику можно сделать фриз «Зимний лес» (на темном фоне аппликация заснеженных деревьев). Не менее красивы и декоративное панно или фриз из снежинок.
Прежде чем приступить к костюмам (или к деталям) к празднику или детскому спектаклю, тщательно выбирают цвет ткани. Расписывают платье, не перегружая сложным и пестрым рисунком, чтобы оно красиво смотрелось на общем фоне [1, c. 93-97].
Изготавливая фризы, панно, украшая костюмы, можно использовать сочетание разной техники и материалов: гуашь и акварель, аппликацию и карандаш.
2.2 Повышение художественных знаний и практических умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной деятельностью. Чем глубже воспитатель понимает искусство, чем лучше владеет методикой работы с детьми, тем выше его педагогическое мастерство, тем больше знаний, навыков он передает детям.
Кроме непосредственного знакомства с произведениями искусства, полезны чтение специальной художественной и периодической литературы, прослушивание тематических радиопередач, просмотр телевизионных программ. Выставки картин, посвященные творчеству одного художника или целого направления, знакомство с памятниками архитектуры города (края) дадут возможность узнать новые произведения, новые имена, повысят общую культуру.
Пропагандистом искусства в детском саду может стать именно воспитатель. Организованные им лекции и выставки, несомненно, вызовут интерес и у сотрудников, и у родителей. Это — с одной стороны, с другой — повысят его авторитет.
В тех городах, где есть университеты культуры, педагог активно включается в их работу.
Углубленное изучение искусства откроет новые возможности в работе, поможет сделать ее более содержательной, яркой, творческой, поможет по-новому подойти к решению задач, возникающих в процессе работы с детьми по изобразительной деятельности.
Знакомство с выставками, картинными галереями хорошо связать с изучением искусствоведческой литературы по данному вопросу. Это углубит знания, поможет проникнуть в сущность произведения, правильно его проанализировать.
Не менее полезно участие в специальных кружках и студиях. В методических кабинетах работают семинары по рисованию и лепке. Программа их строится с учетом специфики детского сада. Если нет возможности посещать кружки, студии, семинары, необходимо работать самостоятельно. Неоценимую помощь окажут книги-самоучители по рисованию и скульптуре, например «Школа живописи».
Работа с детьми требует постоянного углубления знаний по педагогике и психологии. Советская педагогическая и психологическая наука с каждым годом развивается; совершенствуются приемы обучения детей рисованию, лепке, аппликации. Специальные семинары при методических кабинетах, ежегодно организуемые педагогические чтения, конференции — вот практическая возможность пополнить свои знания. Обычно доклады воспитателей чаще всего освещают конкретный вопрос (например: «Значение овладения умениями и навыками для развития изобразительного творчества детей шестого года жизни», «Занятия декоративной лепкой в подготовительной группе»). Для участия в педагогических чтениях и конференциях педагог выбирает интересующий его вопрос, советуется о том, как построить работу с заведующим детским садом, в методическом кабинете или педагогическом училище. Обобщив свой опыт, он может выступить с докладом на конференции [7, c. 94-98].
Итак, работа по расширению и углублению знаний разнообразна, формы ее доступны каждому воспитателю.
Итак, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. Всe эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Основная мысль процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства. (Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.)
Глава III. Экспериментальное исследование педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
3.1 Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития технических навыков и умений зависит от условий их формирования.
Экспериментальное исследование было проведено в ДОУ № 1825, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая ул., д. 54.
В эксперименте учувствовали 20 детей в возрасте 5-6 лет. Из них: 7 девочек и 13 мальчиков. Исследование проводилось по ежемесячному научно-методическому журналу «Дошкольное воспитание». – 2003. - № 11. – С.107-111.
Для выявления уровня развития технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие задания.
Задание 1 «Мозаика из геометрических фигур "Птичка"»
Задание направлено на развитие ручной умелости, воспроизводить образ и контролировать свою работу. Задание представлено в приложении 1.
Таблица 1
Результаты задания «Мозаика из геометрических фигур "Птичка"» на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень |
1 | Катя А. | * | |||
2 | Саша В. | * | |||
3 | Егор В. | * | |||
4 | Вероника Г. | * | |||
5 | Даша Д. | * | |||
6 | Вася З. | * | |||
7 | Женя И. | * | |||
8 | Алеша И. | * | |||
9 | Кирилл К. | * | |||
10 | Света К. | * | |||
11 | Ваня К. | * | |||
12 | Саша Л. | * | |||
13 | Максим Л. | * | |||
14 | Маша Н. | * | |||
15 | Миша О. | * | |||
16 | Катя О. | * | |||
17 | Костя П. | * | |||
18 | Павлик Р. | * | |||
19 | Анжелика Ф. | * | |||
20 | Матвей Х. | * | |||
Всего детей | 7 | 6 | 4 | 3 | |
В процентах | 35 | 30 | 20 | 15 |
При анализе данных таблицы, нами было выявлено, что развитие ручной умелости старших дошкольников находится на среднем уровне, а именно: точность складывания из бумаги, приклеивания распределилась следующим образом: