В развитии личности решающими являются следующие факторы [14, c. 22]:
· деятельность;
· психическое развитие;
· интеллектуальное развитие;
· социальное развитие (в основе — общение);
· духовное развитие (как расширение «Я»-концепции и не только).
Личность формируется в деятельности и вне деятельности нет никакого развития. Это исходная посылка. В деятельности, как педагогически моделируемой, так и самостоятельной, личность реализует себя, развиваясь целостно, в единстве интеллектуального, эмоционального, психологического, социального и духовного (причем духовный параметр — системообразующий). Целостность человека, как отмечается в литературе, — это прежде всего взаимосогласованность его жизненных проявлений, естественность сочетания социальных качеств, соответствующих прогрессу. Отечественная психология выдвинула ведущий тезис о единстве сознания и деятельности. Формируясь в деятельности, сознание в деятельности, поступках, поведении и проявляется (С.Л. Рубинштейн). С.Л. Рубинштейн утверждал, что фундаментальное значение для человека имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Познание и отношение находятся в единстве: отношение всегда базируется на познании, а познание не существует вне отношения. Отношение же формируется в деятельности. Интересно замечание, что когда в отражении реальной действительности преобладает познавательное начало, мы имеем дело с научно-творческой деятельность; когда преобладает отношение — мы имеем художественно-эстетическую деятельность. Наша задача — формирование именно художественно-творческой деятельности, художественно-эстетического сознания и отношения, таким образом, в основе педагогической работы на основе искусства лежит формирование отношения к искусству как к духовной ценности [19, c. 75-78].
Человек — целостная структура, очень сложная, самодостаточная, способная к саморазвитию; целостность человека означает, что личность одновременно и осмысливает воспринимаемый материал, и чувствует его, и вырабатывает к нему личностное отношение, «пробуя» себя в нем. Об интеграции в развитии сущностных сил личности писал в своих лекциях по психологии Л.С. Выготский, подчеркивая осмысленность наших восприятий, целостность восприятия, связь воображения с сознанием, мышлением, чувствами, волей. Л.С. Выготский говорит и о своеобразном отношении между процессом эмоций и процессом мышления, в результате которого создается особый сплав, который он называет мечтательной формой воображения. Этот сплав эмоций, мышления, сознания и воли ведет личность к художественному переживанию, к катарсису. Идея развития всех высших функций — восприятия, памяти, мышления, эмоции, воображения, воли — сочеталась у Л.С. Выготского с идеей, согласно которой взаимоотношения каждой из функций не остаются постоянными, но непрерывно меняются, образуя подвижные и изменчивые межфункциональные структуры, системы, т.е. целостность. Это показывает, что личность развивается комплексно, целостно, в связях и взаимосвязях всех ее психических структур, интегративно, а эффективно и адекватно это может происходить лишь в самостоятельной (т.е. собственной, идущей от личности) творческой деятельности, ведущей личность по пути духовного становления... [32, c. 128-130]
Это принципиальные посылки, которые должны лежать в основе поиска путей художественно-эстетического воспитания детей, воспитания художественных потребностей и построения педагогической модели их развития. Поэтому процесс художественно-эстетического воспитания и воспитания художественно-эстетической потребности представляется нам при его организации сочетанием трех взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных условий (компонентов):
• расширение художественно-теоретических знаний в области искусства со стороны его структуры, специфики (языка) и художественного образа;
• развитие способности адекватного восприятия художественного образа;
• организация художественно-творческой деятельности, построенной на принципах ее сквозного характера и постепенного повышения уровня ее самостоятельности.
При этом художественно-творческая деятельность — доминирующая в педагогической воспитательной системе. Выпадение какого-либо звена ведет к издержкам в педагогике потребностей, не развивает художественно-эстетическое сознание, не формирует личностного отношения к искусству как к духовной ценности, не закрепляется в сознании и практике ребенка. Разрыв в связях приводит к неполному, искаженному восприятию художественного произведения и эстетических явлений, протекает аномально, что находит выражение в видении чисто формальной, внешней, эмоциональной стороны художественного образа, художественного произведения и т.д. В то же время социально-психологические исследования показывают, что «эмоциональный фактор вне контекста теоретического и сенсорного компонентов остается на уровне житейских эмоций, обеспечивая лишь изображение, фабулу и событийное содержание изображаемых эпизодов, лишая тем самым отношение к произведению художественной специфики» (Е.П. Крупник). Следовательно, только в гармонизации этих трех компонентов — педагогическое условие повышения эффективности процесса художественно-эстетического воспитания и педагогики художественно-эстетический потребности; опора на эти три компонента — залог успешной работы.
Итак, основываясь на положениях, что:
—художественно-эстетическая потребность, как всякая духовная потребность представляет собой отражение и отношение субъекта к объекту, являясь высшей из всех человеческих потребностей и способствующей духовному формированию и развитию личности, гармонизации ее внутреннего мира и осознанию мира внешнего и своего «Я» в нем;
—личностную основу художественно-эстетической потребности составляют, интересы, знания и способности личности к общению с искусством и умение мобилизовать и интегрировать их для творческого решения задач в процессе активной художественно-творческой деятельности;
—основными параметрами, характеризующими художественную потребность, являются запас и объем художественно-теоретических сведений об искусстве со стороны его специфики и художественного образа, творческая активность, ценностные ориентации, осознание своих потребностей;
—современная наука показывает, что структура психики соответствует структуре деятельности человека, модель которой может быть представлена состоящей из двух элементов:
—деятельность субъекта, направленная вовне: познание; оценка; труд; общение;
—деятельность субъекта, направленная вовнутрь: самопознание; самосознание; самооценка; самоактуализация; самообщение (Я—Я) [7, c. 94-96]
И эти планы, деятельности взаимосвязаны: действуя, человек не только разворачивает свои сущностные силы, но и строит, обогащает, развивает их, осознает их. Иначе говоря, все перемены в структуре человеческой психики определяются переменами в структуре его деятельности, поэтому вне деятельности никакое воспитание и развитие неосуществимо, и наоборот, чем разнообразнее, насыщеннее и самостоятельнее деятельность школьника, тем адекватнее и эффективнее осуществляются процессы становления человека и его личности, успешное художественно-эстетическое воспитание и педагогика художественно-эстетических потребностей возможна при таком построении педагогического процесса их формирования и развития, которое основано на:
—включении ребенка в активную художественно-творческую деятельность на основе принципа сквозного характера этой деятельности и принципа постепенного повышения уровня самостоятельности в ней; обеспечении внутреннего настроя личности через создание атмосферы общей радости, совместных переживаний в процессе общения с искусством;
—формировании способности адекватного восприятия художественного образа на основе развития эмоционального мира и сенсорной культуры детей и формировании отношения к искусству как к духовной ценности;
—изучении специфики и структуры искусства (языка искусства) и проникновение в особенности и способы создания его художественных образов в процессе организованного коллективного общения с ним и в процессе индивидуального общения; при этом в основу организации
художественно-эстетической педагогической работы должен быть положен принцип комплексирования искусств [20, c. 83-85].
Комплексное использование выделенных психолого-педагогических условий способствует, как показывает опыт, повышению эффективности художественно-эстетического воспитания и педагогики художественно-эстетических художественных потребностей детей, а значит, их целостному духовному развитию.