Смекни!
smekni.com

Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста (стр. 7 из 14)

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства. Этому будет способствовать образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов. Вместе с тем педагог так проводит беседу, разговор с детьми, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали ранее, вспомнили бы способы изображения, которыми овладели.

Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия педагог может прибегнуть к образному сравнению («Деревья пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишневые»), что, несомненно, направит внимание детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Особое значение приобретает слово педагога, когда он анализирует детские работы. Его задача — вызвать радость у ребят создавших рисунки, лепку, аппликации или поделки из бумаги, природного материала. Он подчеркивает удачные находки, интересный замысел, сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения.

Вместе с тем слово педагога должно вызывать у детей желание размышлять вслух, развивать в них умения давать образную характеристику собственным работам, замечать ошибки, намечать пути исправления.

Анализ работ педагог проводит дифференцированно в зависимости от возраста детей и характера выполненного изображения (предметное, сюжетное или по замыслу).

Чтобы знания упрочились, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимы упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод.

Подбор заданий, их последовательность, обеспечивающая повторение, упражнение, осуществляет воспитатель.

Упражнения проводят во всех группах детского сада, однако их содержание и форма меняются в зависимости от возраста.

По мере развития у детей изобразительных способностей однообразные действия перестают интересовать их. Вместе с тем воспитанники старшей группы начинают понимать, что необходимо научиться чему-то. Поэтому педагог может давать специальные упражнения в начале занятия (1—3 мин).

Полезны некоторые упражнения с карандашом или кистью (бумага не нужна). Так, для развития умения свободно держать карандаш или кисть педагог в начале занятия предлагает сделать рукой несколько свободных движений в воздухе сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцами карандаш. Старшие дошкольники поймут значимость упражнений и будут старательно выполнять их, пока не достигнут желаемого результата. В подготовительной к школе группе упражнения могут быть индивидуальные. Так, многократных упражнений требует освоение движения при рисовании двойного завитка, предметов сложного контура, а также вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание по криволинейному контуру и др. Детям нужно дать возможность упражняться, скажем, в рисовании козликов слитным движением (простым карандашом). Когда изображение будет получаться, можно приступать к созданию композиций [25, c. 102-105].

Упражнения в вырезывании хорошо проводить в начале занятия. Прежде чем приступить к изображению симметричных предметов (которые вырезываются из бумаги, сложенной вдвое), дети по предложению воспитателя учатся вырезывать сначала из простой, а затем уже из цветной бумаги. Здесь важно одно: вызвать активность у детей, желание овладеть действием. С самого начала каждый ребенок должен понять, как ему следует действовать. Осуждать за непонимание, а также за медленное освоение навыка недопустимо.

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте.

Специфика изобразительной деятельности состоит в том, что одни и те же навыки, умения, способы действия отрабатываются при выполнении разных изображений. Так, формообразующее движение, необходимое для рисования предметов круглой формы, будет совершенствоваться и закрепляться при рисовании любых предметов такой формы. Этим обеспечивается и вариативность упражнений. Вместе с тем данное обстоятельство предоставляет возможное при использовании определенной методики формировать у детей обобщенные изобразительные навыки и умения (с помощью которых можно изображать разные предметы и явления), что позволит детям самостоятельно, не ожидая показа педагога, передавать в рисунке, лепке, аппликации разнообразные впечатления от окружающего мира. Это вооружает их той свободой действия, которая необходима для творчества.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. В другом случае дети выполняют аппликацию: вырезают и наклеивают тележку. Когда работа будет готова, педагог предлагает ребятам вырезать и наклеить то, что везет их тележка, при этом каждый может проявить фантазию (игрушки, овощи, кирпичики и др.).

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел. Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали, вырезывали и наклеивали различные здания, предлагают создать сказочный дворец. Воспитатель спрашивает, что дети хотят нарисовать, затем уточняет с ними, где и как они нарисуют задуманное. При этом внимание ребят сосредоточивает на главном и доступном для выполнения. Чем удачнее будет сформирован замысел, тем увереннее и самостоятельно воспитанники реализуют его. Отбирая содержание и уточняя, что, как и где надо рисовать, воспитатель вместе с тем предоставляет возможность выразить это содержание каждому по-своему [24, c. 153-156].

Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. В младших группах для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности: кукла, игрушечное животное как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передает свои указания. Старшим детям можно предложить игровую роль: мастер, который лепит посуду; художник на фабрике, который выдумывает рисунки для тканей, и пр.

Игровые приемы в обучении рисованию, лепке, аппликации и конструированию — это логическая взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Для успешного применения игровых приемов воспитателю важно знать некоторые линии этой связи [28, c. 45-47].

Готовые поделки, рисунки ребята охотно используют в игре. Они украшают кукольную комнату только что нарисованной картиной, играют с вылепленными из глины (пластилина) фигурками. Такое завершение занятия не только допускается, но и методически оформляется: у детей развиваются фантазия, творчество, они находят применение рисунку, объединяют несколько лепных изделий в одной игре.

У старших дошкольников игровая ситуация возникает в сюжетных работах как развитие действия, события. Постановка темы должна стимулировать именно выражение события, происшествия, а не только изображение ряда предметов. Игра в сюжетном рисовании развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств.

Вылепленные фигурки или декоративные работы детей можно использовать в игре после занятия, но это уже не методический прием самого занятия. Однако такая связь занятий с игрой создает интерес к деятельности. Поэтому ее следует всячески развивать: дети могут лепить морковки для зайчиков, угощение для кукол, конструировать для них мебель, лепить овощи и фрукты для игры в «магазин», рисовать или вырезывать коврики для украшения игрового уголка.