Смекни!
smekni.com

Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (стр. 2 из 3)

а) по содержанию — оценочные (объективная или несправедливая оценка); защитные (проникновение в мотивы поступков ребенка, прощение или его оправдание); регулирующие (побуждение, запрещение, указание);

б) по эффективности и по отношению к цели — конструктивные (реально способствующие достижению цели), псевдоконструктивные (создающие видимость участия в решении проблемы), деструктивные — являющиеся препятствием для выхода из определенной ситуации;

в) по характеру активности — наступательные (оценка ребенка и себя, выявление позиции другого), рационализирующие (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

г) по функции — мобилизующие (рекомендации ребенку, себе), успокаивающие (участие, примирение), провоцирующие (разоблачение другого, упрямство).

Специалисту по социальной реабилитации должны быть присущи альтруистические черты характера и эмпатия.

На специфику взаимоотношений специалиста по социальной реабилитации с ребенком большое влияние оказывают психические состояния.

2. Профессиональная компетентностьспециалиста по социальной реабилитациидетей с ограниченными возможностямиздоровья

Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессионально компетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняются функциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются профессиональные способности и личностные качества, достигается высокий конечный результат.

Профессиональную компетентность иначе называют профессионализмом. Работа и качественная определенность профессионала не сводятся к тому, что иногда заметно стороннему наблюдателю. Зачастую не сведущему человеку трудно понять, почему профессионал в своей деятельности поступает так, а не иначе. Например, из каких побуждений врачи, дефектологи и др. лучшее время отдают больным детям? Почему они стремятся к тому, чтобы эти дети были более счастливы? Отвечая на эти вопросы, воспользуемся репортажем корреспондента «Литературной газеты» по Новосибирской области И.А. Самаховой, которая, пытаясь понять, в чем секрет работы директора дошкольного центра социальной реабилитации А.И. Бороздина и его коллег в воспитании, казалось бы, безнадежных детей, пишет:

«Нужно быть ненормальной или безумно любящей матерью, чтобы в этом диагнозе-приговоре (речь идет о болезни Дауна) уловить проблеск надежды. Вдруг да вернется где-то странствующая душа в это искореженное тельце, не умеющее самостоятельно жевать и передвигаться, а все желания и эмоции выражающее в нечеловечески высоком крике.

Людям объясняют, что их ребенок неизлечим и не обучаем, а они вместо того, чтобы смириться, подумать о доме инвалидов, год за годом странствуют по врачам, умоляя о «чуде». И явилось это чудо в образе добродушного невысокого крепыша с гривой седых волос, скромного учителя музыки. Я свидетель, как на улице Новосибирского Академгородка встречные малыши с ходу бросаются ему на плечи с воплем: «Алексей Иванович!». А больные ученики, глядя на его лицо, впервые в жизни пытаются улыбнуться.

То, что придумал и создал Алексей Иванович Бороздин, можно назвать школой искусств для самых тяжелых детей-инвалидов. Здесь учатся петь, танцевать и рисовать те, кто по началу не мог говорить, ходить, отличить мячик от зайчика...

...Получается, что специалисты не добиваются подобных результатов потому, что находятся в плену профессиональных представлений о возможностях больного ребенка?

...Ну, а родители, самые любящие и заинтересованные люди, — почему они не могут самостоятельно развивать своих детей?

— Семьи тратят основные усилия на то, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью... В школу не матери приводят своих детей, а какие-то серые тени, на которых нельзя смотреть без содрогания. Здесь, среди своих, они постепенно отходят, снова превращаются в женщин, даже начинают улыбаться. Хотя бы ради этого стоит работать.

Бороздину и его коллегам задают вопрос: ради чего они несут свой добровольный крест, не сулящий им ни особых благ, ни почестей, ни удовлетворения? Ведь больные дети никогда не станут полноценными людьми...

— Говорят еще, что из нормальных детей мы могли бы воспитывать гениев, — вздыхает Бороздин. Но у здоровых детей всегда есть возможности для развития. А наши ученики вот уж точно без нас не обойдутся. Если ребенок был практически растением, а после занятий достигнет уровня пятилетнего и навсегда останется на нем, это много или мало? Думаю, не только родители, но и общество в целом может почувствовать разницу. Больных детей миллионы, а по прогнозам, к сожалению, их будет рождаться все больше и больше. И нам с ними жить».

Описанная ситуация свидетельствует о том, что профессиональная компетентность нечто большее, чем только знания. Благородные мотивы и побуждения заставляют человека работать самозабвенно. Иначе говоря, профессионал не только владеет специфическими тонкостями своей профессии, но он хочет, может и способен на большее.

Что же характерно для профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации?

Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей профессиональную компетентность учителя, и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной реабилитации, можно выделить пять компонентов (блоков),присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационной деятельности:

1) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) профессиональные специальные и психологические знания, навыки и умения в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

3)профессиональные психологические позиции, установки, психологическая компетентность;

4)личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельности специалиста по реабилитации.

Названные компоненты являются не только психологическими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.

Специалист по социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:

1. Оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка.

2. Организовывать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.

3. Разрабатывать на основе исходной медицинской и психологической информации индивидуальные планы социальной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение.

4. Реализовывать на практике основные направления, подходы и технологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий.

5. Получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информацию о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений.

6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.

3. Морально-этические аспектыв работе специалиста по социальнойреабилитации детей с ограниченнымивозможностями здоровья

В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.

Мораль или нравственность (лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (благо, добро, справедливость, зло и т. д.). Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.

Мораль — объект изучения такой науки, как этика. Термин «этика» введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем: собственно теоретические вопросы о происхождении сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек во взаимоотношениях с людьми, или «нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.

Нормативная этика рассматривает проблемы смысла жизни, сущность добра и зла, содержание нравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также является основой профессиональной позиции человека и его взаимоотношений с людьми, складывающихся в любой профессиональной деятельности.