Смекни!
smekni.com

Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста (стр. 10 из 14)

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом. [23]

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребёнка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. д. В этих случаях не надо делать замечаний ребенку, им руководит желание создать образ значительнее, ярче.

Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операции может представить результат своей работы и затем начать действовать. [26]

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н П. Саккулиной показали, что успешное овладение приёмами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. [38]

Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. Исследование В. А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5—7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

Не случайно с тех самых пор, как начали серьезно относиться к искусству детей, возникла и проблема пресловутого "подросткового кризиса" в их творчестве. Если создать детям благоприятные условия для занятий искусством (помещение, хорошие краски, листы бумаги достаточного размера, доброжелательная приподнятая атмосфера, помощь в преодолении элементарных технических трудностей на первых порах) – то уже этого достаточно, чтобы через некоторое время появились радующие глаз и душу работы, которыми заполняются экспозиционные залы детских выставок. Поистине – все дети талантливы.[12]

Задача педагога - это необходимость правильно распознавать детей, которые действительно связаны с искусством и одарены в этой области.

В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода, которые можно для краткости определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети могу приобрести некоторые изобразительные навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение без творчества.

Во втором случае детям создают благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами. Но это – творчество без обучения.

Очевидно, нужен третий путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Можно ли учить творчеству? Ведь научить в первоначальном смысле слова – значит, передать другому то, что уже известно тебе самому. Так передаются правила и способы изобразительной деятельности, которые в свое время выработались как средство решения творческих задач и сохраняют свое значение на протяжении какого-то периода истории искусства. Так дети приобретают знания, умения и навыки, и в этой области педагогика не испытывает как будто принципиальных трудностей. [2]

Художественное творчество – это всегда не то, что уже делалось. Оно не может быть прямым следствием и повторением чего-то преподанного другим человеком.

Но как только мы переносим внимание на творческие задачи искусства, все усложняется. И традиционная педагогика теряет контроль над процессом художественного развития ребенка. Как, например, учить творческому воображению? Ведь ребенок создает образ, выражающий его замысел. Образ должен быть адекватен его переживанию. Так можно ли или нельзя учить художественному творчеству? И как помочь развитию того, чему нельзя учить? Первое о чем надо помнить: ребенок – не пустой сосуд, который мы наполняем, он субъект творчества. В работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто кроме него не даст верного решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело воспитателя – вести занятия так, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная. Когда, например, ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу.[25]

Приоритет творческих заданий – необходимое условие проявления и развития художественной одаренности детей в процессе обучения. А это заставляет по-новому рассмотреть проблему ЗУН. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать детям какую-то сумму специальных умений и навыков, которыми они смогут воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратный. Не нужно обременять ребенка ЗУНами, когда их не к чему приложить. Нужно чтобы перед ним стояла конкретная задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему недостает. Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает детей приемами и способами достижения привлекательной цели. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

Итак, задача педагога в том чтобы перед детьми с первых шагов и в течение всего срока обучения стояли задачи на выразительность, всё более усложняющиеся по содержанию, касающиеся всей совокупности изобразительных средств. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном уровне то же самое, что и настоящий художник. [37]

Теперь коснёмся вопроса о мотивации занятий художественным творчеством. Упрощённое его решение состоит в том, что художественная одарённость как таковая – это одно, а мотивационно – потребностная сфера – другое, это как бы два разных "слагаемых успеха".

Хорошо, когда ребёнок, с одной стороны обладает данными для занятий искусством, а с другой – любит искусство, упорно стремиться к совершенствованию. Если бы дело обстояло так, об одаренности или ее отсутствии можно было бы судить независимо от того, как ребенок относится к искусству, что оно для него значит в личностном плане. Это, однако, является глубоким заблуждением. Мы много раз убеждались, что личностная заинтересованность в художественном творчестве решительно меняет картину одаренности ребенка.

Задача художника-педагога – пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. Помимо неформализуемой стороны общения воспитателя с детьми, этому способствуют задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения и замысла ребенка. Тогда он входит в искусство как в "свой мир", где можно выразить то, что несешь в душе. Необходимо так же чтобы содержание занятий отвечало тому или иному возрастному этапу становления личности (о чем чаще всего не задумываются ни в общеобразовательной, ни в художественной школе). Но для того чтобы занятия искусством были, как говорят психологи, положительно мотивированны, не менее важно и другое: благоприятные условия, в особенности – отношение взрослого к маленькому художнику. Например, у Кати ни кто в семье не предполагал художественных способностей. Все внимание было отдано музыкальным занятиям старшей сестры, а к Катиным рисункам серьезно не относились. Да они, по правде сказать, этого не заслуживали. Но достаточно было расчистить ее стол, дать девочке краски и кисти, а самое главное – проявить доверие к ее возможностям, неподдельный доброжелательный интерес к тому, что и как она хотела бы нарисовать, - и в тот же день в ее рисунках появились и выразительность композиционных решений, и цветовые эффекты, и нешаблонные силуэты персонажей, и фантазия – чего вчера еще нельзя было предположить. Скоро Катя поступила в художественную школу, где проявила себя как одаренный колорист. [39]