Это показывает, какую осторожность должны мы проявлять, отрицательно оценивая творческие возможности детей. Никто не знает, что они смогут сделать в искусстве, если только захотят! К сожалению, бережное отношение к маленькому художнику не всегда свойственно взрослым.
Дошкольница Нина занималась в изостудии и писала красивые пейзажи акварелью и гуашью. А потом пришла в школу, и первая учительница сказала ей: "Брось ты эту студию, у тебя же нет способностей. Только тратишь время, переводишь бумагу и портишь глаза". Учительница художницей не была и таких пейзажей, как Нина, никогда бы не написала. А послушная первоклассница пришла домой и объявила: "Я больше в студию не пойду". После трех лет перерыва Нина опять стала рисовать.
Трехлетний перерыв – дело не шуточное, это каждый художник знает. Кажется, в этом случае психологическая травма оказалась неизлечимой. А в сотнях и сотнях других? Возможно, учительница Нины проявила непрофессионализм, не так уж часто встречающийся в педагогической среде. Зато среди родителей подобное отношение к маленькому художнику – обычное дело. "Он у нас, конечно, не Репин (не Рихтер, не Пушкин, не кто-нибудь еще)…" Сколько раз тем, кто занимается детским творчеством, приходилось выслушивать подобные истины! "Она у меня до того бездарная, прямую линию провести не может. Вот у соседей…" Почему-то это безответственная и некомпетентная критика звучит обычно в присутствии ребенка, как будто он представляет собой неодушевленный предмет. Но встанем на его место: если он такой бездарный, если из него никогда не получится Репин (кто это – ребенок не знает, но от этого не легче), то зачем лепить, рисовать, сочинять? Никто же не заставляет. Ребенку не нужен, даже вреден тщеславный ажиотаж вокруг его непритязательного творчества, но доброжелательное внимание может и должно быть ему обеспечено в каждой семье. И педагог должен использовать любую возможность, чтобы повлиять в этом отношении на родителей и близких своих воспитанников. Тогда семья, часто выступающая невольным противником педагога, сможет стать его сотрудником в развитии маленького художника. [46]
Для одаренного малыша вполне нормально быть любознательным, энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить и быть весьма самостоятельным. Для его обычного сверстника это не столь характерно, но для одаренного абсолютно нормально. Разве быть одаренным - это значит ненормальным и чужим. Это неправильно, неужели нельзя вместе с ребенком радоваться всем сторонам его развивающейся личности, его уникальным талантам, основа которых заложена самими родителями. Лишь на словах мы ценим личность и не ограниченные возможности. Давайте лучше проявлять действительную заботу о гармоническом развитии личности, развивать и адекватно реагировать на таланты, вместо того чтобы приглушать и нивелировать их неуместным выпячиванием ординарного. Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В поиске занятий, призванных дополнить дошкольное и школьное образование родителям следует, прежде всего, обратить внимание на интересы и увлечения самого ребенка.
Побуждайте ребенка заниматься и участвуйте сами, если возможно в чем-то, что способно расширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущих учебных и научных занятий. В чтении, в общении с природой, в кружках по интересам одаренные дети должны иметь возможность для исследования, эксперимента и одновременно для развития рабочих навыков. Взрослым следует быть гибкими, если они хотят помочь ребенку развить трезвую оценку своих сил и практичность. Множество вещей, которые их интересуют, мешают им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые у них в данный момент хватит времени и сил. Верно, что их энергия и степень интереса гораздо выше, чем у многих других детей, не стоит расходовать их попусту, замахиваться на то, что пока совершенно не под силу, и тем самым обрекать себя на разочарование.
Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия. [47]
Одаренный ребенок в праве рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
С ребенком обязательно нужно быть честным. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. Уважайте в ребенке индивидуальность, не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Для работы воспитателя с родителями и одаренными детьми сам воспитатель должен быть высоко квалифицированный в этой области.
Личность воспитателя является ведущим фактором любого обучения.
По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший воспитатель должен быть образцом педагогических добродетелей, то воспитатель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах самих детей и родителей превращается в образец образцов.[12]
Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки. Цель воспитателя: помочь проявлению и развитию способностей ребенка, оказать ему поддержку и помощь. Поведение воспитателя в группе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ребенка.
Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа педагогов, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных детей. Это:
педагог, вводящий ребенка в сферу учебных занятий и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к занятиям;
педагог, закладывающий основу мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
педагог, выводящий на высокий профессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон чрезвычайно редко. Действующие сейчас учебные программы и учебники по возрастной и педагогической психологии содержат сведенья об особенностях одаренных детей, о методах их выявления о стратегиях и моделях их обучения.[41]
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом, больше всего нуждаются в "своем" учителе. [14,16]
Выводы по II главе
В данной главе были предложены методики выявления интеллектуальной одаренности, такие как, усовершенствованная методика Бине для изучения умственно одаренных детей. Его лонгитюдное исследование стало классическим. Позднее были созданы многочисленные варианты тестов, направленных на измерение IQ.
Тем не менее, стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты. Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных интеллектуальных, тестов можно отметить следующие.
Шкала интеллекта Станфорд - Бине, разработанная Л.Терменом и М.Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста.
Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.
Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки - умственных процессов и достижений.
Многие отечественные исследователи, призывая к созданию новых методов диагностики интеллекта отмечают важную роль дальнейшего изучения его природы и структуры интеллектуальной деятельности. Теоретико-экспериментальные исследования мышления интеллектуальных процессов, проведённые А. В. Брушлинским, О. К. Тихомировым, М. А. Холодной и другими отечественными психологами, представляют несомненный интерес для разработки новых методов диагностики.
Для развития интеллектуальной и творческой одаренности была предложена система занятий по изобразительной деятельности для одаренных детей. Такие занятия необходимо проводить с малой группой детей, для того чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Эти занятия помогают детям раскрыть свою индивидуальность, творческие способности, развивают эстетический вкус, воображение, память. Помогают отобразить в рисунке красками, цветом свое эмоциональное состояние души. Немаловажную роль в развитии одаренного ребенка играют взрослые: воспитатель и родители.