Смекни!
smekni.com

Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста (стр. 13 из 14)

Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, оберегать их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.

В данном исследовании предлагаются рекомендации для педагогов по развитию художественной одаренности ребенка в изобразительной деятельности.

Занятия изобразительной деятельностью в детском саду является эффективных средством познания действительности, и одновременно помогают развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности.

Большое внимание в построении всей системы обучения одаренных детей изобразительному искусству должно уделяться воспитание умственной активности ребёнка. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.

Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

Методики должны включать применение разнообразных приёмов в зависимости от правильных задач, возраста и общего развития детей. Посредствам искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни, они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. Учатся эстетически познавать жизнь. Но успех сохранения и развития одаренности ребенка заключается не только в правильном подборе занятий, но и в правильном отношении взрослых к его способностям.

Были решены задачи, поставленные в начале исследования:

1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме одаренности.

2. Подобраны методики выявления интеллектуальной одаренности.

3. Выявлены особенности развития интеллектуальной одаренности.

4. Проведено сравнение интеллектуальной одаренности и художественной.

5. Разработана система занятий для одаренных дошкольников по изобразительной деятельности.

6. Разработаны методические рекомендации для педагогов одаренных детей.

Гипотеза подтвердилась, задачи выполнены.

Наше исследование не исчерпывает всех проблем развития одаренности ребенка. В настоящее время эта проблема нуждается в дальнейшей разработке.


Библиографический список

1. Бине А. Измерение умственных способностей /Пер. с фр. Владимирского М.- СПб.: Союз, 1999.- 432с.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

3. Бойко В. Растет ребенок…/ сост. Я.Л. Сухотин. – Л.: Лениздат, 1982.-64с.

4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Педагогика, 1973.- 117с.

5. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых.- М.: Эйдос, 1994.- 153с.

6. Вопросы психологии способностей. Сб. Статей. Под ред. В.А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973.

7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-Спб.:СОЮЗ,1997.

8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Книга для учителя.- 3 изд.-М.: Просвещение, 1991.

9. Выгодский Л.С. Психология искусства. - Ростов Н/Д.: Феникс, 1998.

10. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

11. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Знание, 1993.- 156с.

12. Горяева М.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

13. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для пед. Вузов. - М.: Изд. Центр "Академия", 1999.- 344 с.

14. Добсон Д. Воспитание ребенка с задатками сильной личности. / Пер. с англ. Рыбаковой Г.- М.: Крон – ПРЕСС, 1998.- 154с.

15. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб.: Петербург – XXI век, 1997.- 527с.

16. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для уч. Пед. Уч-щ./ Под. Ред. В.И. Ядэшко, Д.А. Сохин и др.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.- 415с.

17. Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста // Начальная школа.-1990 г. №10, с. 44-48.

18. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитание ребенка. – М.: Педагогика, 1997.- 90с.

19. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- М.: Центр психологии и психотерапии, 1992.-231с.

20. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М.: Изд. Академ. пед. наук РСФСР, 1960.- 213с.

21. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Изд. Академ. пед. наук РСФСР, 1984.- 113с.

22. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности // Вопросы психологии. – 1988 г. №4, 99с.

23. Лидерс А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка: Учеб. пособ. / МГУ, фак. псих.- М.: МГУ, 1980.-35с.

24. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.: Педагогика, 1983.- 130с.

25. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. – М.: Школа ПРЕСС, -1993-127с.

26. Мелик – Пашаев А.А. Цвет, как выразительное средство // Искусство в школе.-1992, №3,№4, с. 30.

27. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.

28. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно творческого развития дошкольников.//Вопросы психологии.- 1989, №1,- 19с.

29. Методика обучения изобразительной деятельности и констивности.: учебное пособие для уч-ся педучилищ. Дошкольное воспитание. Под ред. Т.С. Комаровой. – 3 изд. – М.: Просвещение, 1991.

30. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебн. для уч-ся в педучилищах. Под ред. Н.П. Сакулиной. – 5 изд.–М.:Просвящение, 1971.

31. Мудрость воспитания: книга для род. / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов – М.: Педагогика, 1987. – 288с.

32. Никитин Б.П. Ступеньки творчества.- М.: Знание, 1976.- 46с.

33. Новлянская З.Н. Возрастные особенности психологического развития детей и практика художественного воспитания.: Методические рекомендации.- М.:1985.

34. Одаренные дети. Пер. с англ. под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.-М.: Прогресс, 1991-380с.

35. Особый ребенок и его окружение: сб. материалов междунар. конф., Под. ред. А.Я. Варги, А.А. Северного, - М., 1994.- 54с.

36. Петровский А.В. Способности // Введение в психологию. – М.: Прогресс, 1995.- 95с.

37. Примерные занятия по изобразительной деятельности. // Начальная школа, 1991, №10, с. 3-4.

38. Программа "Одаренный ребенок" (основные положения) / авт. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.- М.: Новая школа, 1995.

39. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.- 80с.

40. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Академия, 1996.

41. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства: - М.: пед. общество России, 1999.- 220с.

42. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве: - М.: Просвещение, 1965.- 64с.

43. Смолярчук И. Как развивать творческие способности у детей: Старший дошкольный возраст.// Дошкольное воспитание – 1993.- №8. – с. 51-53.

44. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.- Киев: Рад. Школа, 1984.- 254с.

45. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. / под. Ред. В.Б. Косминской.- М.: Просвещение, 1985.

46. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. Труды: Т.1- М.: 1985.

47. Толковый словарь Д.Н. Ушаков.

48. Толковый словарь под ред. В. Даля.

49. Цымбулов В. Развитие фантазии и воображения в художественной творческой деятельности.// Искусство в школе. 2002, №2, с.45.

50. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Знание, 1990-80с.

51. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.- 79с.

52. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Просвещение, 1977.- 76с.

Приложение

К занятию №1.

В далекой-далекой стране, в давние-давние времена жили очень дружные ребята. Они вместе бегали, играли, и все любили рисовать. А близко от их домов был город художников. Город необыкновенный. Как крепость он был окружен высокой каменой стеной, за которой виднелись только стеклянные крыши. Что там живут художники, дети знали, но что они делают, никогда не видели. Ворота города охранял Великан. В одной руке он держал копье, очень похожее на заточенный толстый карандаш. В другой – щит, похожий на огромный ластик. Детей в ворота он не пропускал.

Пока ребята были маленькими, они боялись великана и близко к нему не подходили. А когда подросли, им очень захотелось увидеть, как рисуют художники, чтобы у них поучиться. Они подошли к воротам и попросили великана пропустить их в город. Он ответил: "пропускаю только по особым рисункам", а по каким, не сказал, заметив "это секрет". Тогда самые смелые ребята показали ему свои рисунки. Великан смотрел, и все говорил: "для пропуска не подходит". Ребята загрустили – не знают, как быть, что надо рисовать. Двое из них – мальчик и девочка – опоздали, так как бегали домой за рисунками. Они тоже показали их великану. У каждого из них по одному рисунку он отобрал, но сказал, что одного рисунка мало. Надо два или больше. Ребята бросились к ним, стали спрашивать, что было на тех рисунках. "Ничего особенного - сказал мальчик - рисунок был про то, как мы в догонялки играли…" "А у меня по сказке – ответила девочка - как звери в лесу на дудочках играли и так танцевали…". Ребята задумались. "А я знаю-вдруг сказал один мальчик (он всегда первый все отгадывал)- пропускают только по рисункам про людей или животных, которые вместе что нибудь интересное делают". Ребята взялись за карандаши и стали рисовать, кто два, а кто и три рисунка. А по каким рисункам великан их пропустил в город, угадайте сами. Мальчик догадался не обо всем, поэтому великан может сказать, что какой нибудь рисунок не подходит и тогда вместо него надо сделать новый.