У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.
Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.
- Ребята, вы прослушали сообщение. Назовите его стиль (Научный).
- А тип речи? (Описание).
- Продолжим нашу беседу по картине. Что мы видим на переднем плане? А в центре? Отчётлив ли задний план? Что на нём?
- Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).
- Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).
- Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?
4. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.
Запись на доске:
ЭПИТЕТЫ- воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.
МЕТАФОРЫ- гонцы весны, вестники, предвестники весны (грачи); русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы(берёзы); озорник, шалун (ветер).
5. Составление плана.
Примерный план.
1. Весна – лучшее время года.
2. Пробуждение природы (приход весны):
а) снег,
б) деревья,
в) грачи,
г) небо.
3. Какое настроение создаёт картина?
4. Моё отношение к картине.
6. Написание сочинения.
- Ребята, подумайте, какой фразой вы начнете ваше сочинение (несколько вариантов выписаны на доске):
- Полотно художника-передвижника А.К. Саврасова "Грачи прилетели" - это настоящий гимн весне! Художник не просто изображает весну, он населяет свое художественное творение настоящей весенней жизнью…!
- "Грачи прилетели" - это настоящий шедевр пейзажной живописи! Здесь царит жизнь, свобода, настоящая любовь к природе...!
- Картина выдающегося художника А.К. Саврасова вызвала у меня ни с чем несравнимое чувство восторга. Этим полотном можно любоваться до бесконечности и при этом испытывать чувство большой радости…!
- Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).
7. Краткий анализ нескольких работ учащихся.
8. Домашнее задание.
- Дома я прошу вас отредактировать написанное, проверить по орфографическому словарю написание слов, вызвавших сомнения, завтра сдать сочинения.
9. Итог урока.
При разработке уроков, мы, как уже было сказано выше, опирались на методику подготовки к написанию сочинения Л.А. Ходяковой. Нами были использованы этапы подготовки, выделенные методистом, такие как анализ картины, с сопровождающим его беседой, где были использованы вопросы аналитико-синтетического характера; словарная работа по картине; чтение и анализ искусствоведческого текста; составление плана высказывания по картине.
Для уроков нами был выбраны пейзажные картины, так как пейзаж – жанр живописи, который наиболее понятен школьникам, по мнению методиста.
В ходе проектирования уроков нами были использованы такие методы, как метод беседы, методы ТСО. методы наглядности, методы упражнения, методы анализа и синтеза.
При разработке уроков по картинам "Золотая осень" и "Грачи прилетели" нами была использована интеграция – мы объединили на уроке произведения живописи, музыки и поэзии для наибольшего эффекта воздействия пейзажного полотна на внутренний мир учащихся – данный подход поддерживает и методист Л.А. Ходякова и школьный учитель М.А. Машкова в своих разработках.
Вместе с тем, при разработке урока по подготовке к сочинению по картине "Золотая осень" нами был использован метод, больше применяемый на уроках по литературе – это метод заочной экскурсии.
Наряду с этим, нами были приняты во внимание психологические аспекты восприятия картины учениками и возможные трудности при определении идейного содержания полотен, с этой целью картины выбирались жанровые, наиболее зрелищные и доступные для понимания школьникам.