Смекни!
smekni.com

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки (стр. 3 из 5)

Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями. Специфическую трудность составляет и то, что каждый элемент урока музыки, даже тренировка в чтении нотной записи или обычное интонационно-ритмическое упражнение, должны приобщать учащихся к музыке, быть занятием музыкальным искусством.

Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

Система образования в России не должна быть основана на оче­редных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы обра­зования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос­сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышле­ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры­тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж­дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.

Глава 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Воспитательные средства урока музыки

Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах:

- во-первых, о месте музыки в жизни человека

- во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.

Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красо­ту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей нацио­нальной культуры.

Музыкальная грамотность — это способность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и не­разрывно с жизнью связанное». Это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это способность на слух определить характер музы­ки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и ха­рактером ее исполнения, это способность на слух определить ав­тора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе компози­торов и их произведений.

Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в на­чальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Про­кофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Ра­зумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкаль­ной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому вос­приятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.

Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзада­ча» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотиз­ма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспи­тывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.

Но, отвергая «общие слова», нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздей­ствия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведе­нием, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предва­рительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к бо­гатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Ве­ликой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.

Жизненного материала будет более чем достаточно, и учитель может свободно отбирать его в зависимости от собствен­ных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Так, изучая музыку, ребята уже с первого класса почувствуют и что они изучают жизнь, что музыка — это сама жизнь.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей на уроках музыки должно быть обогащение детей знаниями о музыке своей Родины.

В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:

- Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.

- Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.

- Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.

В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

- Развитие творческой индивидуальности.

- Эмоциональное развитие.

- Воспитание эстетических, патриотических чувств.

- Развитие музыкальных способностей.

- Развитие духовной сферы.

- Развитие самостоятельности, физическое развитие.

В ходе работы нередко можно сталкиваться с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Педагогу необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующих раскрепощению ребят.

На занятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок.

При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.