Смекни!
smekni.com

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки (стр. 4 из 5)

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

Деятельность детей будет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.

В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

Воспитание патриотизма на уроке музыки

Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и тор­жественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины.

Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часы Спасской башни — свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.

Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио Государственный Гимн России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.

Надо объяснить младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.

Текст школьники уже выучили на уроках русского языка, музыку слышали не раз при самых различных, но всегда торжествен­ных обстоятельствах. А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.

Младших школьников нужно познакомить с «Песней о тревожной молодость» А. Пахмутовой, зовущей к тревогам жизненного пути; «Буенвальдский набат» Мурадели, призывающий всех людей мира не допустить новой войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева «Нам нужен мир» и поэтичнейшую песню о мире Исаака Дунаевского «Летите, голуби, летите», «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом.

«Песня о Родине» И. Дунаевского рассказывает о нашей великой стране, воспитывает любовь к отечеству. Ученики почувствуют широкий, привольный характер припева, в котором преобладают черты песенности, и маршеобразный, мужественный характер запева. Причем песня начинается не с за­пева, как обычно, а с припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна моя родная». Эти интонации и стали позывными, которые мы всегда слышим по радио и телевиде­нию перед важными сообщениями о событиях в жизни нашей стра­ны. Можно обратить внимание на разное звучание одной интонации в самой песне и в позывных (волевая, призывная, энергичная, маршевого характера, с острым пунктирным ритмом — и звучащая в высоком регистре, лишенная остроты пунктирного ритма и пото­му более песенная, сдержанная).

Еще одна песня, в которой мы также ощутим маршевость, но уже другого характера,— русская песня «Эй, ухнем!». Следует обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонация создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.

Можно сказать, что когда-то, до революции, эту песню пели бурлаки, когда на веревках тащили против течения нагруженное судно. Рассказывая о непосильном труде бурлаков, можно про­честь строки Н. Некрасова:

Выдь на Волгу... Чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

Важно подвести ребят к мысли о том, что песня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму. Можно предложить учащимся представить себя в роли бурлаков и как бы тянуть воображаемый канат, ощущая тяжесть, сильное напряжение. После этого школьникам показать картину И. Ре­пина «Бурлаки на Волге» и дать послушать грамзапись песни в исполнении Ф. И. Шаляпина, предварительно сказав несколько слов об этом великом русском певце, который сам родился на Вол­ге, хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские песни.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певу­чей средней частью, в которой поочередно звучат женская и муж­ская группы хора.

Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Знакомство с музыкой Д. Шостаковича «Новороссийские куранты» также важно для патриотического воспитания школьников.

В городе-герое Новороссийске сооружен мемориал в честь его героических защитников в годы Великой Отечественной войны. Здесь каждый час звучит скорбная и торжественная музыка, побуждающая слушателей задуматься о вели­чии подвига советского народа.

Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речи­тативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребя­тами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа.

Сравним по контрасту эти сцены — гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй — мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркест­ров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радо­стной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.

П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бес­конечно любившим русскую песню, русскую природу, русского че­ловека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преоб­ладанием песенности.

Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощав­ший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связан­ные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).

Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музы­кальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощу­щением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.

Народная музыка — источ­ник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.


Заключение

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.