Смекни!
smekni.com

Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации (стр. 2 из 3)

Противники билингвизма предлагают и другой путь его искоренения — преимущественное освоение родного языка как главного инструмента познания. Так, В.Г.Костомаров и О.Д.Митрофанова рекомендуют снизить уровень функционирования русского и поднять престиж национального языка. Человеку, который воспримет этот совет вне контекста конкретной этнолингвистической обстановки, трудно возразить против него. Однако, если исходить не из абстрактной формулы соотношения родного и второго языка, а из реальной действительности дагестанской полиэтнии, сужение ареала функционирования русского языка не только не станет фактором функциональной активизации родного, но и окажется причиной целого ряда негативных последствий в социокультурной жизни народов республики. Нельзя забывать, что русский язык выполняет функции, неподвластные и непосильные национальным: межэтническое общение, обучение в старших классах средней школы, среднее специальное и высшее образование, научно-исследовательская деятельность, телевещание, система сервиса и т.д.

Мы разделяем понимание, которое вкладывает в термин "родной язык" В.А.Аврорин: «Научное определение понятия "родной язык", которое не следует отождествлять с понятием официально-паспортным и различного рода метафорическими употреблениями соответствующего термина, может иметь следующий вид: родным является тот язык, которым данный человек или коллектив людей наиболее свободно и активно пользуется во всех случаях жизни, с помощью которого они, в частности, — и это особенно показательно — чаще и легче выражают свои мысли любого содержания, т.е. на котором они обычно думают" [3, с. 172]. Из этого определения вытекает мысль о том, что дагестанско-русский билингв, свободно владеющий своим национальным и русским языками, пользующийся ими в свойственных им областях общественной жизни, может идентифицировать себя как носитель двух родных языков, что соответствует дагестанской культурной традиции и создает уникальные возможности для всестороннего развития личности.

Владение несколькими языками для дагестанцев является непременным условием этнической идентификации, которая в случае билингвизма предполагает учет не столько этнического, сколько социального аспекта. В связи с этим следует остановиться на проблеме этнической и межэтнической социализации личности. "Этническая социализация, — пишет З.Т.Гасанов, — это воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. Этническая социализация формирует национальное самосознание индивида" [4, с. 51]. Соответственно, сущность межэтнической социализации заключается в освоении личностью воздействующих на нее межнациональных, межконфессиональных, межкультурных отношений. В Дагестане человек получает межэтническую социализацию в разнонациональной коммуникативной среде в процессе игровой, учебной, трудовой и т.д. деятельности. При этом важнейшее значение придается процессу речевого общения, так как только оно способствует актуализации ментальной сферы человека. Монолингвальный дагестанец, знающий только язык своей национальности, получивший этническую социализацию, отличается от дагестанско-русского билингва отсутствием межэтнической социализации. В свою очередь межэтническая социализация монолингва с единственным русским языком неполновесна, так как в ее основе нет этнической составляющей.

В силу полиэтнической организации республики для дагестанцев надо считать правильной идеологию тройной идентичности. Они ощущают себя в трех ипостасях: как люди, принадлежащие к определенному дагестанскому народу, как дагестанцы и одновременно как россияне. Этот факт следует рассматривать как неоспоримое преимущество, поскольку он позволяет сформировать мировоззрение, востребованное современным сложноор-ганизованным поликультурным миром.

В много национальном Дагестане, как и в России в целом, воспитание детей должно осуществляться в режиме диалога культур, когда "учащиеся выводятся на поликультурный уровень мышления и мироощущения, в детском коллективе воспитывается межнациональное и межконфессиональное согласие, толерантность, общероссийская идентичность" [5, с. 220]. Формирование этнической идентичности дагестанца предполагает сочетание национального и интернационального, своего языка и языка межнационального общения, любви к родному этносу, к другим таким же этносам Дагестана, к российскому полиэтническому народу. В условиях многонациональной республики одинаково должно уважаться чувство русского, представителя многомиллионной нации, чувство аварца, принадлежащего к самому многочисленному этносу, и чувство цахурца, носителя языка и культуры самой малочисленной этнической группы. В таком демократическом духе должно воспитываться молодое поколение, чтобы достойно представлять Российскую Федерацию и ее полиэтнический, поликонфессиональный народ.


Функционирование массового двуязычия в Дагестане, максимальная гармонизация языкового взаимодействия способствуют эффективной реализации патриотического воспитания личности на основе этноязыковой идентификации. Ее формирование происходит в школе в процессе изучения литературного русского и родного языков. Педагог должен воспитывать дагестанцев в духе безусловного признания ведущей, доминирующей роли русского языка, его роли в их становлении как образованных и интеллигентных людей. Он должен также показывать учащимся, что этот процесс станет более успешным при условии владения языком родной национальности.

Громадную роль в воспитании молодого поколения республики играют судьбы выдающихся горцев-патриотов, в которых воплощены лучшие качества дагестанцев в гармоническом сочетании с чертами русско-европейского интеллигента. Хорошо известный педагогам метод примера в данном случае приобретает особый смысл. Речь идет о выборе таких исторических фигур, которые могут послужить образцом полиязыковой и поликультурной личности. При этом важно, чтобы знакомство с их судьбой сопровождалось обращением к их художественному и публицистическому наследию. Факты биографии будут оказывать влияние на выбор учащимися поведенческих моделей, творчество, воздействуя на эмоциональную и когнитивную сферу личности, позволит почувствовать себя частью мира, созданного писателями, прожить жизнь героев и сделает объективные ценности личностными, обеспечив осмысленный самостоятельный выбор патриотических ориентиров, ощущение гордости за свой народ и Россию в целом.

В контексте предлагаемого подхода интересна судьба Сайда Габиева — просветителя, поэта, писателя, публициста, журналиста. Его личность служит эталонной моделью горца европейской интеллигентности, образцом национально-русского билингва, пропагандиста русского языка, русской литературы как средств культурного прогресса дагестанского народа, горячего патриота, которым он проявлял себя во всем, что составляло его деятельность. Одинаково хорошо владея лакским и русским языками, С.Габиев писал на них стихи и прозаические произведения. Знакомство учащихся с ними, сопоставление оригинальных и переводных текстов будет способствовать не только и не столько лингвистической и литературоведческой подготовке, сколько погружению в мир дагестанской культуры, в которой испокон веков существовало толерантное отношение ко всему иноэтническому, привносимому извне.

С точки зрения этноязыковой идентификации личности целесообразным будет обращение к жизни и творчеству Эффенди Капиева. Язык его книг во многом подготовил условия для превращения русского языка в средство межнационального общения в полиэтническом Дагестане. Русскоязычная литературная деятельность Капиева способствовала активизации культурного взаимодействия, духовному взаимосближению и взаимообогащению дагестанцев. В русском языке писатель видел то средство, благодаря которому жители республики должны стать образован ным, культурным, цивилизованным народом.

Э.Капиев является примером патриота. Он в тяжелое для советского народа время ушел добровольцем на фронт, на передовую, защищал Родину от фашизма не только как боец, но и как талантливый журналист. В публицистике военных лет много исповедального. Рефлексия писателя, критический анализ своих мыслей, чувств, поступков могут служить основой для развития подобных качеств у учащихся. В своей воспитательной работе педагогу полезно использовать признания Э.Капиева, избегая идеализации его личности. Эффект воспитательного воздействия образа художника будет заключаться в изображении его таким, каким он был на самом деле.

В деле воспитания патриотизма, гражданственности, интернационализма, нравственности личности большое значение имеют произведения, в которых главный герой проявляет эти качества в естественных условиях, а не в резонерской риторике. В этом плане, наряду с фронтовыми записями Э.Капиева, большим потенциалом обладает его книга "Поэт", где утверждается непоколебимая вера в добро, справедливость, преданность Родине, которая, по словам главного героя Сулеймана, как и мать, бессмертна. Вполне справедливо он считает, что высшим долгом и счастьем для человека является защита Отчизны. Есть в книге и великолепный материал для беседы о том, что понятие "патриотизм" многогранно, что любовь к родной земле проявляется не только в героических подвигах самоотверженных воинов на войне, но и в обыденной ситуации, требующей бережного отношения к богатствам страны, ограничения личных пристрастий, обуздания собственной страсти к благополучию.