Смекни!
smekni.com

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах (стр. 5 из 7)

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализи осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особыйэмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

План-конспект урока

Урок русской литературы в 8-м классе по теме: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь» (по сказке А.М. Горького «Заветы отца»)

Цели:

1. Познакомить с особенностями жанра романтической сказки-очерка.

2. Углубить понятие об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Развивать умение понимать символический язык искусства с помощью аудиовизуальных средств обучения.

4. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

5. Способствовать воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.

Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.

Оборудование:

1. Текст сказки у каждого ученика.

2. Аудиокассета «Звуки моря».

3. Видеодиск с репродукциями картин И.К. Айвазовского.

4. Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».

5. Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.

План урока:

1. Слово учителя – 3 мин.

2. Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» – 9 мин.

3. Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.

4. Работа в тетради «Особенности романтической сказки – очерка. Словарная работа» – 5 мин.

5. Беседа «Заветы отца», – 20 мин.

6. Итог урока, домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями».

Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе.

А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря.

II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря)

1. «…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-коричневые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это: звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные вздохи».
(«Старуха Изергиль»)

2. «…Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен. Она казалась вышедшей из недр этой стихии, которая на своём веку так много проглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой…»
(«Старуха Изергиль»)

3. «…Таинственен шум морских волн. Всё мягче становилась ночь и всё больше зарождалось в ней голубого сияния луны, и неопределённые звуки хлопотливой жизни её невидимых обитателей становились тише, заглушаемые возраставшим шорохом волн… ибо усиливался ветер…» («Старуха Изергиль»)

4. «…Издали, как удары огромного тамбурина, доносятся глухие вздохи моря. Играют бабочки над цветами. Пепе поднял голову и следит за ними, щурясь от солнца, улыбаясь немного завистливой и грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на земле. «Чо!» – кричит он, хлопая ладонями, пугая изумрудную ящерицу. А когда море спокойно, как зеркало, и в камнях нет белого кружевного прибоя, Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых водорослей, плавно движутся рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползёт краб. И в тишине, над голубою водой, тихонько течёт звонкий, задумчивый голос мальчика: «О море, мо-о-ре!». Взрослые люди говорили о мальчике: «Этот будет анархистом». А кто подобрее, из тех, что более внимательно присматриваются друг к другу, те говорили «Пепе будет нашим поэтом». («Пепе»)

5. «…Мне было страшно, я первый раз увидел море таким бешеным и чувствовал себя столь бессильным в нём…Нас опрокинуло. Вот – мы оба в кипящей воде, в пене, которая ослепляет нас, волны бросают наши тела, бьют их о киль барки. В руках у нас верёвки, мы не оторвёмся от нашей барки, пока есть сила, но – держаться на воде трудно. Несколько раз мы были взброшены на киль и тотчас смыты с него. Самое главное тут в том, что кружится голова, глохнешь и слепнешь – глаза и уши залиты водой, и очень много глотаешь её…

6. Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, порядочно избитые об неё, уже обессиленные и онемевшие. Это длилось долго, но когда стали видны тёмные горы берега – всё пошло с невыразимой быстротой. Качаясь, они подвигались к нам, наклоняясь над водой, готовые опрокинуться на головы наши, – раз – подкидывают волны наши тела; хрустит наша барка, точно орех под каблуком сапога, я оторван от неё, вижу только изломанные чёрные рёбра скал, острые, как ножи…

7. «…Дует ветер, деревья качаются и точно идут с горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные камни равномерно и глухо бьёт волна; море – всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину, все они плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И, словно увлекая их за собою, на горизонте качаются, высоко подняв трёхъярусные паруса два судна, тоже подобные серым птицам; всё это – напоминая давний, полузабытый сон – не похоже на жизнь…

8. Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы – рыжей, золотистой и зелёной; трава вянет на солнце и горячих камнях, солёный воздух насыщен терпким запахом йода. На пляж одна за другой выбегают кудрявые волны…(Слушают ещё несколько секунд звуки бушующего моря)