Однако задатки и способности к определённой деятельности, по мнению Волкова, далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде проявились способности к какому-либо виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.
2. Исходные принципы
Анализируя свой многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников данного возраста, Волков сформировал исходные принципы, ориентиры, которыми должны руководствоваться преподаватели при проектировании и организации уроков творчества.
1. Знания – фундамент творчества
К творчеству ребёнка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике. Задания, не связанные с имеющимися знаниями, с навыками работы инструментами, не только бесполезны, но и вредны. Ребёнка надо учить целенаправленно, целеустремлённо и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
2. Строгий отбор учебного материала
Конан Дойл хотя и не был учёным-психологом, но словами Ш. Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку. И от нас зависит, чем мы «этот чердак» заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там нескоро найдёшь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к чётко формализованной конечной цели, отодвигает её достижение на длительное время, резко снижая эффективность обучения.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого. Период осмысления надо растягивать на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.
Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных формах (новые задачи, изделия).
4. Разносторонне развитие ребёнка
Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, таки в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике не встречавшимся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приёмы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию.
Данная разносторонняя отработка навыков, приёмов работы даёт возможность ребёнку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии.
5. Формирование устойчивому интересу к учению
С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.
Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффектности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка развивать только фантазию, не связывая её с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать его в тупик. Мы получим беспочвенных фантазёров, которые всё знают, но ничего не умеют. Ссылки на то, что грамоте он выучится «потом», беспочвенны. Ведь независимо от того, с какого возраста человек начал обучаться грамоте, мастерству, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мастерством.
7. Постоянный контроль за работой ученика
Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления навык может исчезнуть и совсем, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход
Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способами, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребёнку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Именно этими основными принципами и руководствовался И. П. Волков при проектировании уроков творчества. Очевидно, что для других условий обучения они могут быть иными.
Известный советский писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую И. П. Волкову мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом, либо не научились жить и трудиться.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится И. П. Волков в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый педагог задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют дети, будущее.
3. Цель одна – дорог много
За последние годы человечество продвинулось в области науки и техники дальше, чем за всю тысячелетнюю историю. Считается, что нынешний век – «век педагогики». Под «веком педагогики» подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя – лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы.
Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т. е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы.
Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т. е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности.
Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И. П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов.
Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой. Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям:
- первое – изучается единая для всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение учителя на уроке, а определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец учебного года.
- второе – подлинно-творческая деятельность учителей и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся.
По окончании школы ученик должен получать 2 равноценных документа: аттестат об образовании, в котором отражены знания основ наук, и «творческую книжку школьника», в которой зарегистрированы все самостоятельные и творческие работы, выполненные им сверх учебной программы, и где дана характеристика качеств личности, проявившихся в какой-либо деятельности. На основании этой книжки можно с большей точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности.
Учитель школы будущего по окончании института будет иметь 3 высшие (по современным понятиям) квалификации:
- по предмету. Если это учитель литературы, то он должен знать не только теорию литературы, но и уметь писать литературные произведения таких жанров, к каким у него есть склонности и способности, и уж во всяком случае знать правила написания литературных произведений всех жанров.
- педагогический. Формулируется в процессе знакомства и опробования на практике ещё в стенах института.