Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.
Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.
54. Воспитание и школа у восточных славян
Племена восточных славян возникли в Среднем Поднепровье в VI–IX вв. в этот период происходит раздробление племен на семьи, что сопровождается значительным социальным расслоением. Конечно, такие перемены не могли не отразиться на воспитании детей. Основой воспитания всех сословий была семья. Именно там дети получали первое представление о мире, людях, устройстве общества; позже начинали осознавать свое место в нем и готовиться к вступлению во взрослую жизнь в соответствии со своим назначением. Низшее сословие – общинники-земледельцы – воспитывали в детях терпение, трудолюбие, выносливость, физическую силу, учили их обрабатывать землю и получать урожай. Ремесленники, воспитывая такие же качества, обучали детей своему ремеслу, передавая по наследству свои знания и умения. Физическая сила и выносливость были необходимыми качествами древних славян низших сословий. Это объясняется частыми набегами со стороны кочевых племен. С раннего детства детей учили правильному поведению в подобных ситуациях, а подростков обучали основам самообороны. Такие умения детям передавали отцы. Роль матери в воспитании детей отражена в народных пословицах и поговорках, например: «Какова матка, таковы и детки». Словом «матерый» обозначали особенно умелых, опытных, ловких и сильных людей. Само же слово произошло от выражения «воспитанный матерью».
В семьях крестьян и ремесленников дети уже с 3–4 лет выполняли посильную работу, помогали по хозяйству. То есть дети с раннего возраста становились членами общины, племени. Воспитание было пронизано духом единства членов племени. Каждый должен был подчиняться отцу, главе семейства, каждый должен был готов пожертвовать собой ради спасения сородича или всего племени. Человек, выросший в таких условиях умел работать сообща, нацеливать свои действия на благо общины, заботиться о сородичах. Ценности семьи тщательно оберегались и охранялись, к таким ценностям относились и результаты труда общинников. Такие особенности воспитания объясняются тем, что человек того времени не мог выжить в одиночку, он был частью общины, усилиями которых создавались наиболее благоприятные условия для жизни. Именно этим и определялась цель воспитания и обучения, взрослые люди стремились воспитать следующее поколение так, чтобы сохранить сложившийся образ жизни, кажущийся им единственно возможным для выживания в условиях окружающей среды. Так, ремесленники обучали детей всем деталям своей профессии, дабы они могли в дальнейшем зарабатывать этим на жизнь. У земледельцев средством выживания было возделывание земли, чему они и обучали своих детей. Идеалами воспитания служили герои сказок, былин и преданий: Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка и др. Они были наделены сильным характером, волей, трудолюбием и упорством. Герой-ремесленник Никита Кожемяка мастерски владел своим ремеслом.
Воспитание высших сословий – дружинников и языческих жрецов значительно отличалось по содержанию. Детей дружинников учили ратному делу и владению оружием, а у знати главным было умение управлять общиной. Жрецы в обучении своих детей делали акцент на интеллектуальное развитие. При воспитании детей знатной прослойки общества практиковалось «кормильство» или «кумовство», то есть детей до 7-8-летнего возраста отдавали на воспитание в чужую семью. Это было продиктовано сохранившейся со времен первобытнообщинного воспитания традицией воспитания детей в семье, а семьи знати вели другой образ жизни, не приспособленный для воспитания детей в устоявшемся представлении. С 7-ми лет ребенок становился отроком. С этого возраста менялся и характер воспитания: девочки под руководством матери изучали домашнее хозяйство, а мальчики сближались с отцом, который в зависимости от сословия учил их семейному делу.
Прототипом современных школ можно считать гридницу, где обучались сыновья дружинников с 12-летнего возраста. Там они обучались всему, что может понадобиться в военном деле: владение оружием, ратное дело, физическое развитие, закалка и т. д.
Значительную роль в воспитании восточных славян играла языческая культура. Она была пронизана магическим восприятием природы, ритуалами и характеризовалась большим количеством богов, каждый из которых покровительствовал определенной сфере человеческой деятельности или природным явлениям. Уклад мира богов представлялся славянам в виде семьи, главным считался бог Сварог – отец всех остальных богов, остальных звали Сварожичами. Язычество содержит множество традиций и ритуалов, смысл которых во многом был связан с влияние природных явлений на повседневную жизнь славян. Это помогало подрастающему поколению лучше усваивать время посева, сборки урожая, определять приближение холодов или дождя и т. д.
Большое значение в передаче опыта играли многочисленные пословицы и поговорки, обряды. Так, например, многие обряды позволяли детям узнавать повадки животных и правильную реакцию охотника на действия животного. Обрядовые танцы были составлены по принципу разыгрывания сцен из наиболее частых и ярких ситуаций из жизни народа. Пословицы и поговорки, будучи короткими и легко запоминаемыми выражениями, позволяли легко усвоить основные наставления предков: «Держись за соху: она кормилица», «Работа да руки – надежные в людях поруки» и т. д. Народный фольклор содержал множество стихов и песен, в которых поэтично говорилось о способах земледелия, описывались приемы ремесленных работ и т. д. Все это было надежным и простым средством накопления и передачи опыта предков новым поколениям.
55. Воспитание и образование в эпоху Средневековья в Византии
Воспитание в Византии складывалось под влиянием многих культур и течений. Значительное влияние оказала греческая культура, в частности, основным языком Византии был греческий, он признавался государством и церковью. Христианская составляющая образования Византии заключалась в православном мировоззрении. Образование в Византии считалось величайшей ценностью и характеризовалось довольно высоким уровнем. Получить образование мог каждый, независимо от социального статуса. Государственные должности могли занимать только образованные люди. Отличительной чертой византийской системы образования является его светскость, церковь не имела влияния на управление и организацию образовательной системы. Однако религия была существенной и неотъемлемой частью содержания образования, уроки в школе начинались с молитвы. Наибольшего развития система византийского образования достигла в период правления
Константина VII Багрянородного (913–953). В это время открывается множество новых учебных заведений, создается различная научная литература энциклопедического характера.
Роль семьи в раннем воспитании играла ведущую роль. Родители воспитывали детей по христианским правилам, учили счету и письму, а наиболее состоятельные семьи нанимали специальных наставников, которые давали детям книжное образование. В школу дети поступали в 5 – 7-летнем возрасте. Школа первой ступени давала элементарное образование: грамота, счет, а так же церковное пение. Писали на бумаге птичьими перьями. Активно практиковались физические наказания. Существовал еще один вид школы начального уровня, в них преподавали исключительно религиозные предметы, изучали Библию. Приверженцами такого обучения были особо религиозные родители.
Школы следующего уровня – грамматические школы. Они могли иметь разную правовую основу и направленность. В них обучались дети с 10–12 до 16–17 лет. Обучение в школах такого уровня было необязательным и не всегда доступным. Так как основное их средоточие было в Константинополе. Основной массой учеников были дети гражданской и церковной знати.
В начале X в. в школе обычно был один учитель, которому помогали ученики, достигшие наилучших результатов. Затем стали появляться группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Обучение было платным, хотя доход учителей был незначительным. Управление образованием и организацией школ исходило от императора.
Обучение было направлено на овладение «эллинской наукой», которая считалась подготовкой к изучению высшей философии. Школьные предметы делились на две четверицы. Основная масса учеников ограничивалась изучением предметов первой четверицы: грамматика, риторика, диалектика, поэтика. Вторая четверица состояла из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Главнейшим источником получения знаний была литература. Экзамены принимали старшие ученики, за неуспеваемость полагались физические наказания.
Последней, высшей ступенью образования были высшие учебные заведения. Каждое из которых имело свою направленность и специфику обучения и организации. В Константинополе в 425 г. при императоре Феодосии II была создана высшая школа – Аудиториум, позже переименовавшаяся в Магнавру. Это учебное заведение находилось под абсолютным контролем императора, в нем были сосредоточены лучшие преподаватели страны, которых организовал виднейший научный деятель свого времени Лев Математик. (IX в.). В разные периоды обучение производилось то на греческом, то на латинском языках. Школа имела преимущественно юридическую направленность, кроме того, углубленно изучалась философия, в том числе античная. В Магнавре изучались метафизика, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика.