П. Конец 1890-х гг. - начало XX в. - время, связанное с обобщением Д.И. Менделеевым своей философии образования "жизненного реализма". В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер.
На первом этапе наиболее значимым событием явилась публикация в 1871 г.Д.И. Менделеевым "Заметки по вопросу о преобразовании гимназии". Откликаясь на будоражившие в то время общественность процессы, связанные с принятием нового гимназического Устава, ученый четко сформулировал свое видение перспектив развития гимназического образования.
Д.И. Менделеев отстаивал принцип непрерывного образования, под которым он понимал, прежде всего, его демократический смысл - открытость выпускникам гимназий "доступа, как в университеты, так и в другие высшие учебные заведения - специальные - академии и институты". Другой идеей являлось требование Д.И. Менделеевым введения в "круг гимназического образования естествознания, отвечающего потребностям нашего народа". И, наконец, ученый ратовал за то, чтобы "русский язык положить в основу общего образования не только в первоначальных, но и средних училищах" [4, с.359-360].
Следующие выступления мыслителя по вопросам образования относятся уже к 1880-м гг. и связаны преимущественно с проблемами высшей школы. Предваряя их рассмотрение, подчеркнем, что в конце 1870-х - начале 1880-х гг.Д.И. Менделеев пережил очень глубокий душевный и жизненный кризис, даже экзистенциальный слом. Он был порожден комплексом социальных, научных и личных обстоятельств. Всемирное признание его периодической таблицы подвело славный итог многолетней напряженнейшей научной деятельности Д.И. Менделеева в области химических исследований и вместе с тем рельефно выявило перед ним то обстоятельство, что его научная вершина в этой сфере уже достигнута и, значит, надо искать новые применения своему многогранному таланту.
Тяжелое потрясение пережил Д.И. Менделеев осенью 1880 г., когда перевесом в один голос он был забаллотирован при выборах в действительные члены Петербургской академии наук. Горечь, которую оставила "академическая история", была вызвана не только самим неизбранием, но и тем, как отчетливо проявилась изоляция, в которой находился ученый, непонимание и даже враждебность окружавших его людей.
И, наконец, произошел давно назревавший разрыв с женой, которая не разделяла его разнообразных, прежде всего общественных интересов. В результате всего этого Д.И. Менделеев даже подал в начале 1881 г. прошение об отставке из университета, которая была заменена отпуском.
Все это привело к тому, что Д.И. Менделеев начал много читать философской и психологической литературы и даже сам пробовал сформулировать свои мировоззренческие основы. Впрочем, к середине 1880-х гг. он уже пережил мучительный душевный кризис и активно включился в полемику, связанную с введением Университетского устава 1884 г. В письмах министру народного просвещения, в полемике с М.Н. Катковым, в рукописной заметке "К защитникам классицизма" (1887) и, особенно, в письме С.Ю. Витте "О развитии среднего и высшего образования" (1885) ученый последовательно боролся против ущемления академических свобод университетов, отстаивал необходимость развития новых научных направлений. В целом, писал он, "новый Университетский устав лишил прежнего доверия Советы университетов. Без доверия к общему составу профессоров нельзя хорошо построить просвещение" [6, с.140].
Подводя итоги первому периоду формирования педагогической системы Д.И. Менделеева, можно подчеркнуть, что его взгляды носили ярко выраженный прогрессивный и демократичный характер. Вместе с тем они не были оригинальны, а, скорее, развивались в русле общих идей прогрессивных общественно-педагогических деятелей того времени.
Переход Д.И. Менделеева к выработке собственной оригинальной философии образования - педагогики "жизненного реализма" наметился в начале 90-х гг. XIX в. и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 г. к его уходу из Петербургского университета. Здесь, конечно, сыграло свою роль стечение обстоятельств. Формально это было связано с тем, что в марте 1890 г.Д.И. Менделеев принял петицию недовольных студентов министру народного просвещения И.Д. Делянову и передал ее со своей запиской в Министерство народного просвещения. Петиция была возвращена с резолюцией, согласно которой никто из состоявших на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. В ответ на это глубоко оскорбленный Д.И. Менделеев подал заявление о выходе в отставку, которая была в апреле принята.
Однако за этим частным случаем, несомненно, стоят более глубокие обстоятельства. И связаны они были с общим дискурсом мировоззрения мыслителя, которое не было однозначным. В данной связи показательны воспоминания об университетском профессоре Д.И. Менделееве студента В.И. Вернадского. Уже будучи академиком, он, с одной стороны, описывает Дмитрия Ивановича как человека умеренных и даже консервативных взглядов, а с другой - как профессора, чьи лекции вносили в университетские аудитории дух свободы и оппозиционного настроения. "На его лекциях, - свидетельствовал В.И. Вернадский, - мы как бы освобождались от тисков, входили в новый чудный мир, и в переполненной 7-й аудитории Дмитрий Иванович, подымая и возбуждая глубочайшее стремление к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого" [2, с.157].
Сейчас, когда опубликованы без цензурных купюр произведения Д.И. Менделеева, становится отчетливо ясно, что го мировоззрение было, конечно, "неудобным" для советских исследователей истории педагогики. Ученый был убежденным противником политической борьбы, особенно ее радикальных проявлений, в том числе и в студенческой среде. Показательно, что, обсуждая вопросы образования, Дмитрий Иванович высказывал мнение, что студенческие волнения вызваны не социально-политическими факторами, а, прежде всего, психологическими и физиологическими особенностями возраста, в котором молодые люди попадают в высшие учебные заведения. Кроме того, Д.И. Менделеев резко отрицал социализм как передовой общественный строй. Причем делал это доказательно, базируясь на достижениях экономической науки. Немаловажно и то, что, хотя Дмитрий Иванович и не "упоминал Бога всуе", он был глубоко верующим человеком.
Вместе с тем мировоззрение Д.И. Менделеева можно условно охарактеризовать как "шестидесятничество", относя это понятие и к XIX в., и к XX в. Основными чертами "шестидесятников", которые рельефно воплотились в Д.И. Менделееве, являлись: гражданская направленность личности, патриотизм, профессионализм, ярко выраженный общественный темперамент, обостренное чувство порядочности и справедливости, максимализм во всем, подвижничество и альтруизм. Человек, обладавший таким комплексом нравственно-интеллектуальных качеств, постоянно находился в конфликте с окружающей действительностью, был органически неспособен к компромиссам, и в результате судьба такой личности складывалась очень тяжело, а порой и трагично. Именно "прелесть" науки, увлеченность ею, поиск обеспеченной и освещенной знанием истины, свободомыслие и собственное, основанное на изучении закономерностей развития, понимание пользы Отечества объективно делало законопослушного и лояльного Д.И. Менделеева оппозиционером.
После того, как закончилась деятельность Д.И. Менделеева как профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. В 1890-е гг. в центре его внимания оказались вопросы профессионального и научно-технического образования. Дмитрий Иванович искренне считал, что и чиновники должны думать о благе Отечества, но им это благо надо просто хорошо и доступно объяснить, и в этом состоит одна из задач науки. Образование ему представлялось "не струйками и отдельными лучами света, а гигантским могучим потоком, прямо-таки наводнением просвещения" [7, с.121].
В данной связи Д.И. Менделеев с горечью писал: "В стране с неразвитою или первобытною правительственною машиною и промышленностью нет спроса для истинного образования, особенно высшего, и там, где господствует вялость и формализм, специалисты с высшим образованием не находят деятельности в общественных и государственных сферах" [8, с.234].
На рубеже XIX-XX вв. ученый создал свои главные педагогические работы: "О народном просвещении" (1899), "Экзамены" (1899), "Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению" (1900), "Общеобразовательные гимназии" (1901), опубликовал главы из "Заветных мыслей" ("Об образовании, преимущественно высшем" и "О подготовке учителей и профессоров" (1904), написал "Проект Училища наставников" (1906). Анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания говорить об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности суждений мыслителя.
Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д.И. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая его формулировка цели образования: "основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным" [5, с.36]. И речь теперь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным, так как: "Диалектические рассуждения - без опытной проверки - всегда приводили к самообману или иллюзиям, к высокомерию или самомнению, к розни между словом и делом" [4, с.385].