10.3 Психологическая характеристика неуспевающих
Дефекты общего развития, характерные для длительно неуспевающих учащихся, являются часто результатами запущенной еще в начальной школе неуспеваемости. Другие особенности личности школьников, перешедших в IV класс (недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия), отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной работы, отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Эти же особенности личности (школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы (в частности, того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля).
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книгами, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие подростки уделяют слишком много времени спортивными тренировкам и подвижным играм, работе в юннатских и других кружках. Хотя обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания для ребенка характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика уже сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно лишь старшим. Наблюдаются случаи, когда даже кружок выбирается по желанию родителей.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу он берет характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Ценность этой работы определяется тем, что исследователем были выявлены общие черты для всех групп неуспевающих школьников V—VIII классов. Они обобщены понятием «слабая самоорганизация», которая проявляется в неумении ученика управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежелании думать при решении учебных задач, формальным усвоением знаний. Стремясь избежать умственной работы, неуспевающие ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости мыслить. Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что нередко низки показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать.
10.4 Психолого-педагогическая помощь отстающим
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитии их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предполагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает объем времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников. В литературе справедливо отмечается, что повторный курс Наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов в крупных школах как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Их называют классами коррекционно-развивающего обучения. Особенностью обучения в коррекционных классах является их меньшая наполняемость (до 18 человек), специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. В этих классах используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. На мой взгляд, для лучшего морального самочувствия учащихся коррекционных классов их следует называть классами повышенного педагогического внимания.
Проблема особых классов актуальна в зарубежной педагогике. Она обсуждается, в частности, в британской педагогической печати. Как известно, в Великобритании действует система, по которой все ученики переводятся в следующий класс, но из неуспевающих формируются особые потоки, работающие по программе со сниженными требованиями. Прогрессивные педагоги выступают против потоков — это масть их борьбы против дискриминации в образовании, против тестов элитарной школы. Главные возражения против деления на потоки сводятся к следующим:
— предопределяется более низкий уровень развития на будущее;
— происходит дискриминация, снижение ценности личности.
Описан положительный опыт работы начинающих школ без пороков. В некоторых из них применялись факультативные занятия для более способных детей.
Идея о вреде коллективного обучения для отстающих находит под-держку в США в связи с общей критикой классно-урочной системы и попытками перейти на индивидуальное обучение наиболее способных детей.
Сторонники полной индивидуализации обучения недооценивают важности общения для воспитания и развития детей, не понимают стимулирующего значения коллективной работы.
В отечественной педагогической практике дискутируется вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма современными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои проблемы, пройти испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Эти рекомендации направлены на разрешение проблемы как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.
11. Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка
Северный Кавказ является сложным конгломератом этносов, верований, уникальных традиций. Его поликультурнос пространство еще более осложнилось после начала известных «чеченских кампаний». Сейчас во многих школах Краснодара, Пятигорска, Ставрополя, Армавира, Ростова число детей из семей мигрантов достигает 5 и более процентов. Все это осложняет учебный процесс и ставит новые педагогические задачи; в частности усложняется работа учителей русского языка.
Ростовский образовательный комплекс этнокультуры «Детский сад № 177 — средняя школа № 15», являющийся школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук, накопил большой опыт обучения русскому языку детей из разноязычных и иноязычных семей.
Логопедическое обследование учащихся начальной школы показало, что для 10% детей русский язык не является родным. Среди национальных меньшинств преобладают цыгане (7%), армяне (6%), татары (2%), корейцы (2%). Остальные 3% составляют грузины, удины, ассирийцы, азербайджанцы, чеченцы, украинцы, молдаване. Среди этих детей только 5% владеют русским языком в соответствии с возрастной нормой русскоговорящих учащихся, 10% имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала, 70% учащихся начальных классов имеют различные дефекты речи. Недостаточное знание русского языка является основным фактором, мешающим успешному усвоению программы начальной школы, затрудняющим адаптацию в среде русскоязычных сверстников, приводящим к снижению учебной мотивации.
Для устранения этих негативных явлений в школе разработана комплексная программа предупреждения дезадаптации таких детей, одной из составных частей которой в настоящее время является авторский курс «Культура речи», разработанный педагогом Н.А. Румега. Программа прошла аттестацию вгородском отделе народного образования в 2004 и 2009 годах. Первоначально она была рассчитана на русскоязычных учащихсяобычных классов и классов компенсирующего обучения. За время работы в многонациональном образовательном комплексе (с 2006 по 2009 г.) программа была адаптирована для занятий с детьми различных национальностей.