Особое внимание следует уделять обогащению лексического запаса учащихся. Необходимо раскрывать многозначность слов, уточнять их смысловую нагрузку, расширять запас синонимов и антонимов, обучать детей правильному использованию слов. Например, составляя рассказ по картине «Осень», дети должны подумать над ситуацией:
— Какая погода, если светит солнце? (Ясная, солнечная).
— А когда идет дождь? (Дождливая, пасмурная).
Эти слова учащиеся и используют в своих устных сочинениях. На В начальной же стадии обучения письменной речи можно предложить детям составить предложения из разрозненных слов: кот, у, Тишка, жил, Миши душистая, лугу, на, трава.
Постепенно задания усложняются, и при составлении рассказов Во картине дети не только расширяют словарный запас и усложняют Предложения, но и стремятся к точности, эмоциональной насыщенности и выразительности речи.
Планомерная, систематическая работа дает очевидный результат; уже к концу 3-го класса большинство детей не только овладевает навыками пересказа, но и в состоянии учиться в обычном классе освоения образовательного стандарта.
15. Развитие умственных способностей учащихся в классах коррекции на уроках адаптационной физической культуры
Целью уроков адаптационной физической культуры, которые здесь проводятся в классах коррекции, является создание при помощи специальных упражнений и двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации детей. В этой школе заметили, что двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности, на формирование речи эмоций, интеллекта и даже на культуру поведения. Это и побудило педагога А. Г. Спалвиса к разработке специальных программ по адапционной физкультуре. Их можно успешно использовать на занятиях и в обычных классах.
Дифференцированные игры с математическим «наполнением» Позволяют, не упуская ничего из программы по физическому воспитанию, помочь детям в обучении математике. Из математических игр легко трансформируются в познавательные, природоведческие, лингвистические в зависимости от желания и фантазии учителя.
В основу работы заложен естественный интерес детей к играм, движениям, желанию быть первыми во всем, но это желание удовлетворяется лишь при условии выполнения упражнений по математике. Решение нтеллектуальной задачи выступает своеобразным стимулом для выполнения физических упражнений и задач-игр, которые, все без исключения, построены по принципу «сосчитай — выполняй физическое упражнение». Решение арифметического задания служит стартовым сигналом к выполнению физического упражнения.
В качестве иллюстрации ниже приводится описание трех дидактических игр.
«Вызов номеров»
Учитель называет сложные числа. Эстафету выполняют номера-цифры, фигурирующие в называемом педагогом многозначном числе. Например, стартует третья цифра в числе 2518 — единица. Эстафету выполняет первый номер. В числе 22518, допустим, стартует пятый. Можно договориться о том, что стартовать будут десятки, сотни, тысячи и др.
«Молчанка»
Предыдущая игра проводится как бы «немым» учителем. Все задания он объясняет, показывая на руках (пальцами, кистью) или ногами, насколько позволяет его фантазия. Например, пальцами рук (двух рук, ноги) показывает число. Сжатие кисти в кулак означает «плюс»; сжатие кисти в кулак с выставленным горизонтально указательным пальцем — «минус»; кисть в кулак, большой палец вверх — знак умножения; пальцы, образующие кольцо, — деление. Затем показывается следующее число.
«Через границу»
В зависимости от числа учащихся, площади зала, индивидуальных особенностей контингента и желания учащихся на полу мелом наносятся две пограничные линии. На нейтральной полосе рисуются треугольники, квадраты и кружки на расстоянии детского шага или прыжка друг от друга в такой композиции, чтобы по ним можно было пересечь «нейтральную полосу» и попасть «за границу». Ученики делятся на 2 команды. Для слабых можно сделать «окно» через «границу» полегче, для сильных — сложнее. Игрок команды (отряда разведчиков, пограничников) должен по своим фигурам (круг, квадрат или треугольник) пройти через «границу». Ошибки в прохождении (наступил не на свою фигуру, не полностью попал ногой в очертания фигуры) фиксируются как штраф на очко или «провал операции». Ошибающийся разведчик штрафуется, например, пятью приседаниями.
В школьном банке — свыше 30 дидактических игр. Все они развивают координацию движений, способность запоминать последовательность двигательных операций, внимание детей к своим действиям и движениям других, умение выполнять движения по вербальной инструкции. Задачи-игры развивают инициативу детей в движениях, помогают им вести анализ качества движений, развивают их речевые умения и коммуникативные способности и интеллект (табл. 6).
Таблица 6
Динамика скорости и качества решения математических задач учащимися (исследования 2005 г.)
Класс | Фаза исследования | Скорость решения математич. задач, сек. | Количество решений математич. задач, балл |
Экспериментальный | В начале эксперимента | 381 | 4,0 |
—"— | В конце эксперимента | 229 | 4,0 |
Контрольный | В начале эксперимента | 388 | 3,1 |
—"— | В конце эксперимента | 368 | 3,6 |
Через полтора месяца обучения в обычном классе скорость арифметических действий возрастаете 388 до 168 секунд на решение 15задач, а в экспериментальном — с 331 до 229 секунд, или на 30%. При этом растет и качество решений.
Думается, что разработка пакета дидактических задач по адаптационной физкультуре с природоведческим и лингвистическим наполнением может превратить школу в социально значимую педагогическую лабораторию.
16. Компенсаторные возможности музыки в воспитании детей с эмоциональной депривацией
Эмоционально-чувственная сфера человека весьма разнообразна, и никакое перечисление не может исчерпать многообразия эмоциональных состояний. Эмоции и чувства можно разделить на:
— положительные и отрицательные;
— направленные на других людей и на себя;
— чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира;
— чувства, связанные с инстинктом самосохранения.
Многие эмоции и чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности. Поэтому любое нарушение умственной деятельности ребенка приводит к тому, что определенный набор положительных чувств (доверие, уверенность в себе, чувство безопасности) либо отсутствует, либо весьма слабо развит. А некоторые отрицательные эмоции и чувства, наоборот, доминируют.
Говоря о депривации, обычно имеют в виду неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых ему источников их удовлетворения. У детей из учреждений интернатного типа можно выделить две причины возникновения эмоциональной депривации:
— эмоциональная депривация возникает задолго до поступления ребенка в интернатное учреждение; причины — в отсутствии родительской заботы, материнского тепла, а порой, элементарных общечеловеческих норм общения;
— эмоциональная депривация возникает уже в той среде, куда попадает ребенок; причины — закрытый тип учреждений ведет к скудности и ограниченности эмоциональных контактов.
Выводы
В работе с детьми на сегодняшний день делаются лишь попытки в «борьбе» с эмоциональной депривацией. В какой-то мере компенсировать недостаток положительных эмоций могут предметы эстетического цикла и, в частности, уроки музыки, музыкальные мероприятия, концерты.
Уникальность музыкального языка состоит в том, что он изначально — сплошной набор эмоций и чувств, которые посредством звуков передаются от одного человека к другому. При частом повторении чувства, вызываемые музыкальным произведением, входят в эмоциональный фонд ребенка, делают доступным понимание таких положений, с которыми сам ребенок еще не сталкивался.
Исполняя или слушая музыкальные произведения на групповых или индивидуальных занятиях, ребенок, иногда осознанно, иногда — нет, дает свою оценку произведению, выраженную в его отношении, в его высказываниях по содержанию этого произведения. Конечно, в идеальном случае, ребенок сразу может эмоционально откликнуться на предложенную музыку. Но, как правило, это происходит тогда, когда уже накоплен некоторый слушательский и исполнительский опыт. И тогда каждое новое исполняемое музыкальное произведение ребенок будет наполнять все новыми и новыми эмоциями, тем самым расширяя не только свой эмоциональный фонд, но и свой кругозор.
В природе существует закон равновесия, который можно применить и к эмоциональной сфере человека. Смысл его заключается в следующем: недостаток положительных эмоций будет обязательно компенсирован эмоциями негативными. Поэтому задача уроков музыки и заключается в пополнении позитивного эмоционального фонда ребенка. И тогда на смену недоверию придет доброжелательная открытая улыбка; робости - уверенность в собственных силах; всевозможным страхам - доверие к окружающему миру. Педагогический коллектив таганрогского Дома детства музыкально-эстетического развития убеждается в этом на практике: за тридцать лет существования детского дома здесь не было ни одного побега, ни одного серьезного правонарушения, а подавляющее большинство выпускников учатся в высших и средних специальных учебных заведениях.
Литература
1. Малькова З.А. Современная школа в США – М., Педагогика, 1999 - 420 с.
2. Современная педагогика 2009, № 3 с. 32-39
3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей – М, Владос, 2005 – 431 с.