Смекни!
smekni.com

Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал (стр. 2 из 15)

Функция первичной социализации (воспитание детей) представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего, это родители, ближайшие родственники, ровесники, а так же кормилицы и няни. Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе. Эффективным приемом (педагогической практикой) первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях.

Воспитательная функция (семейное воспитание)– это процесс взаимодействия родителей и детей,характеризующийся рядом условий: общей позицией, семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения, взаимодействия с ребенком.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.

Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

1.2 Педагогическая культура семьи

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы – малая часть культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный для данного человека (общества), образ мыслей и действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро – культурные ценности, регулируют взаимоотношения людей, это факторы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах.

Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Культура вообще определяется как сложное многокомпонентное явление, связанное со всем многообразием жизни и деятельности человека.

Слово культура (от лат.- "cultura") известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.

В данном контексте слово культура означает все созданное, неприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

Культура семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики. Важнейшую роль среди этих процессов играет обусловленность деятельности семьи опытом духовно-исторического общения, пониманием исторических текстов, знакомством с памятниками культуры быта, техники, науки, религии и искусства, с биографиями значимых персон и собственной родословной, укорененностью в традициях этноса, конфессий, мегаполиса, а также духом глобальных модернизаций и инноваций. Культура семьи определяется пятью основными признаками.

Первый признак культуры семьи - признак историзма духовного опыта. В классификационном плане по признаку историзма можно выделить три типа семей. Первый: традиционная и современная. Второй: по месту жительства, по этнической принадлежности и по конфессиональной ориентации. Третий: по культурно-эпохальным критериям.

Традиционные семьи — это семьи приоритетные: либо патриархальная, либо матриархальная, либо детоцентристская. В советское время преобладал последний детоцентристский тип семьи. Для современного типа семьи более свойственны сотрудничество и паритетность. С точки зрения социальных психологов, сотрудничество представляет собой идеальный тип отношений, так как предполагает взаимное понимание и поддержку.

По месту жительства культура семьи может быть представлена укладом деревенским, провинциальным и мегаполисным.

Вторым важнейшим признаком культуры семьи служит избирательность. Представляется, что в этом плане семьи могут быть классифицированы как либеральные и консервативные. Для либеральных свойственна ориентация на творчество, универсальность труда, инновационные знания, игротехнику. Для консервативных — приверженность традициям, классические знания, ориентация на трудовую специализацию.

Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.

Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.

Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.

Можно выделить три вида ценностей — физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит в раскрытии с помощью семиотических средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

Духовные ценности вытекают из физических и обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и прецедентов — моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. По этому основанию семьи можно классифицировать как высокодуховные и малодуховные.

Материальные ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.

Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием.

Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.