Смекни!
smekni.com

Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности (стр. 11 из 13)

Н.А. Савотина [186] в качестве принципа организации работы со студентами предлагает средовый подход, когда суть учебно-воспитательного процесса рассматривается не только с дидактических позиций (т.е. приложение значительной части усилий преподавателей и студентов на то, чтобы в короткий промежуток времени дать и соответственно усвоить как можно больше знаний), но и с позиций отношений в системе "человек и среда". Имеется в виду, что студент, приходящий в вуз, должен работать над общими задачами вместе со своим преподавателем. В этом случае он будет не просто пассивным слушателем, а со-участником общего дела (например, работа над научными проблемами кафедры, научной темой преподавателя).

Идеи Н.А. Савотиной во многом схожи с идеями Л.Н. Куликовой [120], которая в качестве принципов организации работы со студентами также выделяет творческое содружество талантливых преподавателей, ученых и студентов, которое приведет к возникновению возможности "реального осознания и взращивания целостности образовательного процесса вуза как, прежде всего, научного и духовно-практического единения его субъектов,...как желаемого единого образовательного пространства" [120, с.258]. Кроме того, считает Л.Н. Куликова, такая атмосфера особого сообщества будет способствовать развитию свободных и страстных, толерантных и терпеливых, творческих и способных самоосуществиться, учителей. А.Т. Цветкова [223], следуя за Н.В. Кузьминой, разрабатывает акмеологический подход к вузовской подготовке учителей. За основу она взяла положение об акмеологии, как науке о специфике формирования зрелых людей. Исходя из определения акмеологии данного Н.В. Кузьминой как "стремление к вершинам профессионализма" [119,с.6], А.Т. Цветкова предлагает следующие принципы организации подготовки студентов. Во-первых, побудить каждого студента к достижению определенного уровня мастерства в своей будущей профессиональной деятельности, стать компетентным специалистом. Во-вторых, вести занятия и организовывать разнообразную внеаудиторную деятельность студентов на самом высоком уровне, постоянно "шлифовать" свои профессиональные знания, умения, улучшать их, совершенствовать.

Принципом организации учебно и научно-исследовательского процесса может служить модель К. Игана, заключающаяся в развертывании студентами тем через изучение бинарных тематических оппозиций (описанная в исследованиях М.В. Кларина [96,97]) и содержащая в себе возможность глубокого научного исследования проблемы и в тоже время творческого самовыражения. Работая по данной модели, студент может сочетать когнитивную деятельность с эмоциональностью, новизну, необычность в освещении темы с той глубиной осмысления и интерпретации, которое тема заслуживает. Основным инструментарием является вычленение в материале исследования так называемых бинарных оппозиций, то есть противостоящих сторон научных или педагогических явлений, противоположных сущностей, идей, понятий. Такой подход, по мнению К.А. Абульхановой-Славской [3], способствует развитию у студентов, умения мыслить вариантами, приходить к диалогу с самим собой, предполагать, выдвигать множество решений, возражать, проверять и обдумывать и т.о. реально творить, что начинается, прежде всего, с того, что "личность конструирует... а не принимает условие как готовое, рассматривая одно - как данное, другое - как требуемое, искомое, одно - как желательное, другое - как вынужденное" [3, с. 284].

Осуществив теоретический анализ общего состояния проблемы, мы рассмотрели состояние вопроса в практике конкретного вуза. Данный этап осуществлялся на базе Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института. Эксперимент проводился со студентами 1, 3, 5 курсов исторического, филологического, физико-математического и естественно-географического факультетов КГПИ.

Выявляя когнитивную подготовленность студентов к развитию творчества в научно-исследовательской деятельности, мы опросили 233 человека. Студентам предлагалось ответить на вопросы: что вы понимаете под научно-исследовательской деятельностью, какие основные категории научного исследования вам известны, в чем их смысл. Вопросы предполагали обнаружение представлений о данном виде деятельности у студентов разных курсов. Полученные ответы можно разделить на четыре группы. Первая содержит наиболее полное, грамотное представление о научно-исследовательской деятельности, полученная как в процессе обучения в институте, так и в ходе самообразования. Она составила 19,6% от общего количества опрошенных. Однако на первом курсе ответов, содержащих полное представление о научно-исследовательской деятельности, не было. На третьем и пятом курсах ответы составили 11% и 48% соответственно.


БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода. // Вопросы философии. № 8,1992.

2. Абульханова-Славская К.А. Проблема саморазвития субъекта деятельности. //Психологический журнал т. 14,1993.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. 1991.

4. Аверина Т.А., Аверин Н.А. Педагогическая практика: опыт и перспективы. //Педагогика № 10,1994.

5. Адлер А. Понять природу человека. СПб 1997.

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.

7. Алейников А.Г. О креативной педагогике. // Вестник высшей школы. № 12,1989.

8. Александров А.Д. Творческая сущность человека. // Человек в зеркале наук. СПб, 1993.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-В. 1996.

10.Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.

11. Аршинов В.И. Синергитическое познание в контексте проблемы единства двух культур. // Высшее образование в России, № 4,1994.

12.Аршинов В.И., Свирский Я.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты. // Общественные науки и современность: ОНС, № 3,1993.

13. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития). // Вопросы психологии № 1-2,1992.

14.Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии № 3,1995.

15.Батищев Г.С. Творчество в исследовании и творчество в духовном искании. / Сб. Научное творчество как многомерный процесс. М 1987.

16.Батищев Г.С. Педагогическое экспериментирование. \ Педагогика, № 1, 1990.

17. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л.Рубинштейна. // Вопросы философии № 4,1989.

18. Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. М., 1986.

19. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.1996.

20. Бердяев Н.А. Самопознание. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

21. Бердяев Н.А. О назначении человека. МЛ 998.

22. Бердяев Н.А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии) // Ступени. Философский журнал.№ 1,1991. Ленинград.

23. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.

24. Бернштейн М.С. О природе научного творчества. // Вопросы философии №6,1966.

25. Бернштейн М.С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии, № 3, 1965.

26. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

27. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика № 3, 1998.

28. Бодалев А.А. Личность и общение. М. 1995.

29. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика № 3,1995.

30. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Советская педагогика, 1990. № 12.

31. Болотов В. А., Исаев Е.И., Сободчиков В.И., Шайденко Н.А. Поектирование профессионально-педагогического образования. // Педагогика № 4, 1997.

32. Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Махненко С.Г. и др. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1996. № 5.

33. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние. / Западная философия. Итоги тысячелетия. (Сост. Жамиашвили В.М.), Екатеринбург-Бишкек, 1997.

34. Бубер М. Два образа веры. М 1995.

35.Бубер М. Проблема человека: К XXВсемирному философскому

конгрессу. М. 1992.

З6. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы

образования. // Педагогика № 3, 1997.

37. Вебер М. Наука как призвание и профессия. / Избранные произведения. М. 1990.

38. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. Т.2.

39. Вересов Н.Н. Культура и творчество как педагогические идеи. // Вопросы психологии, № 1-2,1992.

40. Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997.

41. Возможные миры или создание практики творческого мышления. Пособие для преподавателей по педагогике. М.:Интерфакс,1994.

42. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи. // Вопросы психологии, 1995. № 2.

43. Вопросы просвещения. Ростов-на-Дону, 1926. № 6-7.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. 1997. 45. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова, М.: Педагогика-Пресс, 1996.

46. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., Педагогика, 1984. Т. 4.

47. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М. 1994.

48. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М. 1988.

49. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. // Психологическая наука и образование. № 1, 1998.

50. Гершензон М.О. Творческое самосознание. // Вехи: Сб.статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.

51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995.

52. Горбашов В.Л., Романов П.А. Научное познание (методы, формы, подходы). / Учебное пособие. Тверь, 1995.

53. Горленко В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы. // Педагогика № 5,1996