Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. В процессе обучения ребенок начинает видеть в новом свете свой настоящий, прошлый и будущий мир, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности – деятельности познавательного обучения. Она становится ведущей и, следуя классическому тезису Д.Б. Эльконина, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, что они формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса. Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. Поэтому к окончанию первого класса дети используют ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, т.к. психические процессы после «свертывания» и «погружения» лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Исходя из этого можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью, чему способствует и возрастающая самостоятельность детей.
Систематическое проведение занятий, использование алгоритмических методов на уроках окружающего мира позволит расширить возможности детей в преобразовании объектов, добиться преобразования идей, различных операций.
Решение познавательных задач на уроках природоведения помогают привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности младшего школьника.
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2006.
2. Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 13-16.
3. Ганина С.А. Модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 97-101.
4. Гостилович Т.К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 8. - С. 245-249.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.
6. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М.: Эксмо, 2007.
7. Кроль В.М. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2008.
8. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.
9. Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - С. 48-51.
10. Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 10. - № 31. - С. 213-218.
11. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Питер, 2009.
12. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. – М.: МПСИ, Флинта, 2007.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.
14. Сайфутдинова И.Ф. Роль правого полушария в организации творческого мышления школьников младшего возраста // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 38.
15. Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков // Вестник Якутского государственного университета. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 96-103.
[1] Гостилович Т.К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 8. - С. 245.
[2] Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. – М.: МПСИ, Флинта, 2007. – с. 31.
[3] Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. – М.: МПСИ, Флинта, 2007. – с. 57.
[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – с. 83.
[5] Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – с. 72.
[6] Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – с. 26.
[7] Кроль В.М. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2008. – с. 127.
[8] Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. – М.: МПСИ, Флинта, 2007. – с. 62.
[9] Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2006. – с. 36.
[10] Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков // Вестник Якутского государственного университета. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 96.
[11] Сайфутдинова И.Ф. Роль правого полушария в организации творческого мышления школьников младшего возраста // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 38.
[12] Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков // Вестник Якутского государственного университета. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 99.
[13] Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – с. 52.
[14] Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - С. 49.
[15] Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 10. - № 31. - С. 213.
[16] Ганина С.А. Модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 97.
[17] Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 13.