Введение
Глава 1 Теоретические основы творческого мышления младших школьников
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления
1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников
Глава 2 Проблема развития творческого мышления на уроках окружающего мира
2.1 Содержание обучения на уроках окружающего мира, способствующего развития творческого мышления
2.2 Познавательные задачи, способствующие развитию творческого мышления на уроках окружающего мира
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Вопрос о факторах развития творческого мышления школьников при всей своей актуальности и прямой связи с прикладными аспектами психолого-педагогического процесса все еще остается слабо изученным. До настоящего времени понятие «творческое мышление школьников» имеет крайне неточное определение и оно связывается со сферой способностей или с обобщенным понятием креативности. Это затрудняет определение факторов его развития. Кроме того, творческое мышление изучается, в основном, на одаренных детях, а его общепсихические свойства оказываются в стороне, поэтому факторы его развития предстают в одностороннем виде. Именно поэтому определение психологических факторов развития творческого мышления школьников, основанное на понимании его как интегрального и всеобщего психического образования, значимо и может стать теоретико-методологическим обоснованием дальнейших прикладных исследований.
Творческое мышление в онтогенезе формируется в результате развертывания его естественно-биологических основ на фоне социальной ситуации, что, в свою очередь, влечет обратный эффект – развитие социальной ситуации и социальной активности личности на фоне активизации индивидуально-типических, биологических, внутрипсихических составляющих творческого мышления. Внутренние факторы динамики творческого мышления – это психолого-педагогические его предпосылки, механизмы интрапсихического развития вследствие обучения, а внешние – собственно средовые влияния и психолого-педагогические эффекты обучения и воспитания.
Следуя общепринятому в психологии принципу о дуализме развития, представим психолого-педагогические факторы, влияющие на творческое мышление, в форме противоречий, которые разрешаются не в пользу какой-то одной стороны, а в плане выхода в третий синтетический вариант, что означает переход на более высокую ступень творческого мышления.
Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования: развитие творческого мышления детей школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творческих мышления младшего школьника на уроках окружающий мир.
Гипотеза исследования: процесс развития творческого мышления младшего школьника, будет более эффективным, если:
· созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
· развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. Обеспечить диагностику развития творческих способностей.
3. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоретических и экспериментальных направлений.
Мышление в качестве репродуктивного процесса исследовали асоцианисты и бихевиористы (Бен, А. Вейс, И. Гербарт Д. Гартли, Ж. Леб, Т. Рибо, Б. Скиннер, Э. Торндайк), которые предполагали, что новое выступает как результат усложнения или перекомбинации на основе сходства имеющихся элементов прошлого опыта. Само же решение задач протекает на основе механических проб и ошибок или актуализации определенной системы ранее сформированных операций[1].
Подход к мышлению как к чисто продуктивному процессу представлен в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка), представители которой считали, что новое характеризуется оригинальностью, возникающей в проблемной ситуации при преодолении барьера прошлого опыта, мешающего поиску нового. Преобразование первоначальных проблем приводит к разрешению ситуации, но само решение возникает внезапно, в порядке инсайта, зависящего от объективных условий задачи, а не от активности самого субъекта, от его опыта.
В дальнейшем психологическая наука пошла по пути автономного направления изучения мышления - Дж. Гилфорд, Е. Торранс выделяли дивергентное и конвергентное мышление, Э. де Боно - вертикальное и латеральное, Я. А. Пономарев, 3. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин обратились к проблеме деления мышления на продуктивное и репродуктивное.
Дж. Гилфорд, Е. Торранс полагали, что творческое мышление является результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых факторов. Основные особенности творческого мышления - это семантическая гибкость (способность представлять объект под новым углом зрения, расширять функциональное применение на практике); образная адаптивная гибкость (способность видеть скрытые от наблюдения стороны объекта); оригинальность (стремление к интеллектуальной новизне, способность к отдаленным ассоциациям); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в необычных ситуациях). Дж. Гилфорд и Е. Торранс пришли к выводу о влиянии высокого уровня интеллекта на высокий уровень творческости, хотя у многих людей с высоким уровнем IQ встречается низкий показатель дивергентного мышления[2].
Центральным звеном теории мышления Э. де Боно является разграничение мыслительных процессов на латеральные и вертикальные, которые дополняют друг друга и определяют метод использования мыслительного аппарата. Э. де Боно определил вертикальное мышление как определенный способ обработки информации, результатом которого становится создание стереотипов. Латеральное мышление является творческим даром, направлено на изменение уже существующих моделей. Цель латерального мышления состоит в описании процесса решения проблемы, в генерации идей. В то же время латеральное мышление тесно связано с интуицией (перестройка моделей) и творчеством (создание условий для новых моделей). Основные функции латерального мышления состоят в пересмотре старых моделей на основе разрушения для новой группировки элементов информации; разрушение стереотипов, создание новых моделей. Скачкообразный путь развития идеи, немотивированная перегруппировка элементов, расширение информационного поля, включение «боковой» информации - главные способы изменения и развития информации. По мнению Э. де Боно, латеральное мышление имеет много общего с творческим мышлением, однако последнее связано с вдохновением, талантом, артистизмом. Итогом творчества можно считать описание конкретного результата, в то время как латерального описание процесса.
Я. А. Пономарев полагал, что мышление различается по степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта, и поэтому мыслительный процесс можно разделить на продуктивный и репродуктивный. В качестве процессуальных характеристик творчества он рассматривает: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых ситуациях, видение новой функции знакомого объекта, понимание структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Я. А. Пономарев разработал абстрактно-аналитический подход к определению природы творчества. Одним из важных выводов, к которым пришел психолог, является представление о «биполярности» творческого процесса. Психологический механизм творчества состоит из противоположных элементов: «непроизвольное + произвольное», «импульсивное + волевое», «бессознательное + сознательное», «стимуляция + мотивация»[3].