Вот места, где он жил, за эту пору скитаний: Аннеси, Турин, Лозанна, Шамбери, Лион, Венеция и Париж.
Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности. особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36 г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами" и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его возлюбленной, он поселился на лето в одном имении близ Шамбери. Здесь, в непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. "Я", - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1), - "вставал с восходом солнца и был счастлив, гулял и был счастлив, видел maman и был счастлив, расставался с нею и был счастлив, бегал по лесам, холмам, блуждал по долинам, читал, бездельничал, работал в саду, собирал плоды, помогал по хозяйству, и счастье повсюду следовало за мной". По возвращении на зиму в город (в Шамбери), Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В "это время он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем", беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля, "соединявшими благочестие с научностью". В следующий летний переезд в имение, Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них он указывает в "Исповеди" - "Логику" Пор-Рояля, "Опыты" Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже физиологией и анатомией.
Период литературного творчества и конец жизни. Собственно, литературная деятельность Руссо начинается с его (вторичным) приездом в Париж, осенью 1741 года. Здесь он знакомится с энциклопедистами и принимает небольшое участие в "Энциклопедии", - статьей о музыке. Но литературная известность Руссо начинается с сочинения, написанного в 1749 году на тему, объявленную на премию Дижонской академией: "Способствовал ли прогресс в науках и искусствах ухудшению или улучшению нравов?"
1)"Исповедь", ч. II, стр.53.
Сочинение получило премию. "Это известие", - говорит Руссо - 1), "пробудило во мне все идеи, вдохновившие этот труд, придало им новую силу и окончательно привело в брожение те зачатки героизма и добродетели, которые с детства поселили в моем сердце мой отец, родина и Плутарх Мне казалось, что нет ничего более высокого и прекрасного, как быть свободным и добродетельным, стать выше счастья и общественного мнения и довольствоваться самим собой". Вскоре статья была напечатана и произвела значительное впечатление "Ее превозносят до небес" - писал Дидро, друг Руссо, - "я никогда не видел подобного успеха" 2)
Вскоре затем была написана и другая статья на конкурсную тему, предложенную той же академией: "О происхождении неравенства между людьми". Руссо всецело отдается литературному творчеству, ища для своей работы полного досуга и уединения. Он почти совсем покидает Париж и живет вне города 3). Менее, чем за 10-летие, с 1753-1762 г., им были написаны "Общественный договор" ("Contrat social"), роман любви "Новая Элоиза", "Письмо к д'Аламберу" и "Эмиль или о воспитании" 4). "Эмиль, был написан в три года, закончен в 1760 году и в следующем году вышел в свет. Книга вызвала в обществе бурю негодования против свободомыслящего автора. Помещенное в книге рассуждение о религии ("Исповедание Савойского викария") дало повод обвинять Руссо в ниспровержении христианской религии. Французский парламент определил книгу к сожжению, а автора - к заключению в тюрьме. Руссо должен был бежать. Швейцарские республики, ни Женева, ни Берн, не дали беглецу приюта. Женева так же осудила книгу и автора, как и Париж, и Руссо нашел пристанище себе в тогдашней прусской провинции, - Невшательском округе. Но скоро чернь изгнала его и отсюда, несмотря на защитительные декреты Прусского короля (Фридриха Великого). Руссо удалился в Англию к приглашавшему его философу Юму. Но с 1767 года, под именем Рену, он снова живет во Франции (его оставили в покое под условием, чтобы он не писал ни против господствующей религии, ни против образования), все более и более удаляясь от общения с людьми.
1)"Исповедь", ч. Ии, стр.173
2) ibid., ч II, стр.181.
3) Сначала в домике, построенном специально для него его другом г-жой д'Эпинэ близ Парижа, в чесу Монморанси (в имении "Эрментаж"), потом в собственном домишке в Монморанси и, наконец, в маленьком замке владетеля Монморанси, герцога Люксембургского.
4) Поводом к написанию "Эмиля" была просьба к Руссо друга его, г-жи де-Шенонсо, которая нуждалась в указаниях на счет воспитания сына. "Хотя этот предмет", - сознается Руссо в "Исповеди" (ч III, стр. 13), "не особенно приходился мне по вкусу, но власть дружбы такова, что он занимал меня более всех других".
В это время он написал историю своей жизни до 1765 года, - , Исповедь", произведение замечательное по тонкому анализу субъективных переживаний и автобиографической откровенности. Надломленный пережитыми волнениями, Руссо умер скоропостижно 2-го июля 1778 года, в замке маркиза де-Жирарден в Эрменонвиле. Исполняя волю покойного, де-Жирарден похоронил его среди парка, на маленьком, поэтическом островке, засаженном пирамидальными тополями. Всегда обожавший природу, всегда находивший на лоне ее покой при жизни, Руссо остался ей верен и после смерти. На его могиле Жирарденом поставлен был памятник с прекрасной характерной надписью: "Здесь лежит человек природы и правды".
Переходим теперь к изложению педагогических идей Руссо 1), предварительно выяснивши их психологические и этические предпосылки.
В своих психологических взглядах Руссо стоит на почве обычного, популярного в ту эпоху сенсуализма. Духовная жизнь ребенка начинается и вся вырастает из ощущений. До ощущений - же в душе ничего нет, она "чистая таблица". В первые годы жизни память, воображение, а тем более, конечно, разум совершенно отсутствуют, и ребенок живет одной растительной жизнью и ощущениями. "Ощущения являются первым материалом его познаний": он "внимателен только к своим ощущениям" 2). До той поры, пока ребенок не начал говорить, - говорит Руссо в "Эмиле", - "он оставался тем же, чем был во чреве матери: у него нет ни чувств, ни идей, едва-едва существуют у него ощущения" 2). Все знание, или все духовное содержание ребенка заключается в ощущении, - "ничто не переходит в мышление". Поэтому детство Руссо поэтически называет "сном разума". "Чистую таблицу" душа ребенка представляет собой не только в умственном отношении, но и нравственном. У него нет никаких нравственных понятий потому, что ему недоступно еще понимание взаимных человеческих отношений, которые регулируют нравственность. Правда, Руссо признает существование в человеке совести, независимой от разума, но, все-таки, без него она развиваться не может: поэтому "до наступления разумных лет мы делаем добро и зло, сами того не зная" 1).
1) Педагогические идеи Руссо, помимо специального трактата, содержатся в романе его "Новая Элоиза", в письмах к разным лицам о воспитании и отчасти в "Исповеди".
2) "Эмиль", стр.30-31.
3) ibid., стр.43, 78 и др.
В другом месте он прямо говорит, что "до разумных лет не может явиться никакой идеи о нравственности и социальных отношениях" 2). Таким образом, до разумных лет ребенка нельзя назвать в собственном смысле нравственным или социальным существом. Он не сознает своих отношений к другим людям и живет исключительно личной, в широком смысле эгоистической жизнью. "Наши первоначальные чувства сосредоточиваются исключительно на нас самих: все наши природные движения относятся, прежде всего, к личному нашему самосохранению и благоденствию". Ребенок, до развития чувства долга, руководится в жизни только тем, что ему полезно и неполезно, что доставляет удовольствие или неприятность. Иначе говоря, как в душе ребенка существуют вначале ощущения, так только ощущениями же (приятными и неприятными, выгоды и невыгоды) определяется вначале и его жизнь. Таким образом, в основе духовной жизни вообще, будем ли мы рассматривать ее в умственно познавательном или нравственном отношении, лежат ощущения. Отсюда, понятно, они же должны составлять и центр в педагогическом образовании ребенка.
Помимо взглядов на человеческую природу, в частности, природу ребенка, воспитание определяется еще взглядами на назначение человеческой жизни или этическими воззрениями.
Как, вообще, для мыслителей века Просвещения, цель человеческой жизни и для Руссо лежит в счастьи. Но в чем заключается счастье? "Самый счастливый человек тот, у кого меньше горя; самый несчастный - тот, у кого меньше радостей" 3). Источник же горя, несчастий - в непомерности наших желаний, когда желаний больше, чем средств к их удовлетворению. Отсюда ясно, в чем заключается человеческая мудрость и где путь к человеческому счастью: "в ограничении избытка желаний соразмерно со средствами и восстановления полнейшего равновесия между силою и волею" 4). Необходимость для счастья этого равновесия ставит воспитанию, очевидно, первые две задачи: умножать, развивать силу человека и, с другой стороны, сокращать, умалять желания.