Смекни!
smekni.com

Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо (стр. 3 из 12)

Из того же источника, откуда проистекает счастье, развивается и добродетель, которую Руссо понимает, как любовь к другим.

1) ibid., стр.34.

2) ibid., стр.54, 55, 58 и др.: "Понятие долга немыслимо в их годы".

3)"Эмиль", сир.47.

4)"Эмиль", стр.47, 52, 53 и др. "Знаете ли вы каков самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не знать ни в чем отказа".

Раз у человека будет более сил, чем желаний, он будет расходовать свои силы на других. По Руссо, эгоистами, злыми делаются слабые люди, у которых все силы уходят на удовлетворение собственных желаний 1). Напротив, у сильного человека его первоначальное, природное чувство, - любовь к самому себе, себялюбие, естественно, переходит в любовь к другим. Он скоро удовлетворяет свои простые потребности и обращает свое внимание на других. В человеческих отношениях внимание к другим наиболее возбуждается видом страданий их. Здесь нет никакой зависти к положению ближнего, с одной стороны, а с другой, именно страдания их нуждаются в нашей помощи, в силах. Таким образом добродетель, как любовь к ближним, естественно вытекает из того же соотношения между силой и волей, из какого и счастье и проявляется прежде всего как сострадание. Но проявляясь, как сострадание, любовь к людям, однако, не расходится с ощущением счастья В противоположность обычному и поверхностному взгляду, Руссо утверждает, что принятые признаки счастья: "шумные забавы, буйная радость (зачастую) скрывают досаду и скуку", напротив, именно "умиление ислезы сопровождают самые сладкие радости". Сострадание нераздельно с счастьем. Если зрелище страданий и возбуждает в человеке сначала грусть, "зато, как только он углубится в самого себя, он ощутит удовольствие. Видя, от скольких зол он избавлен, он чувствует себя счастливее, нежели думал. Он разделяет огорчения своих ближних, но участие это добровольно и приятно. Он ощущает в себе тот избыток сил, благодаря которому мы переносимся от самих себя к внешнему миру и на него обращаем деятельность, которая не нужна для нашего существования" 2). Таким образом и у Руссо, как у Локка, счастье и добродетель, по существу, близки друг другу. Только у Локка человек, воспитываясь к добродетели, получает и наивысшее счастье. Тогда как, по мысли Руссо, воспитываясь в условиях счастья, в условиях развития сил и обуздывания желаний, человек достигает естественного перехода себялюбия в любовь и сострадание к другим.

1.4 Руководящие идеи педагогической системы Руссо

Воспитание должно быть индивидуальным, т.е. соответствовать природе воспитываемой личности.

1)"Эмиль", стр.34: "Гоббс назвал злого человека", - говорит Руссо, "сильным ребенком. Это совершенно ложно. Злость всегда порождается слабостью: ребенок только потому и зол, что слаб; сделайте его сильным, он будет добр; личность, которая могла бы всегда и все сделать, никогда не делала бы зла. Недаром все народы, признававшие существование двух начал, всегда считали злое начало слабее доброго".

2)"Эмиль", стр. 242.

Эта идея индивидуализма, уже ясно выраженная Локком, составляет основной, исходный пункт и в педагогической системе Руссо. Ею определяется вся постановка воспитания Эмиля. Она лежит в основе воспитания детей героини "Новой Элоизы", - Юлии. По мысли Руссо, совершенное воспитание должно быть воспитанием естественным: оно должно всецело отвечать природе воспитываемого; в нем не должно быть ничего наносного, привходящего извне, чуждого природе. Такое воспитание, по существу, должно совпадать с саморазвитием природы, с саморазвитием ребенка, не ускоряя, ни подавляя его. Руссо настойчиво, неоднократно указывает, что с ребенком надо обращаться бережно, соответственно его возрасту и имея в виду его личные особенности. "Уважайте детство", - говорит Руссо в "Эмиле", - "обращайтесь с ребенком сообразно его возрасту!" Не спешите применять шаблон в воспитании, ибо "каждый ум имеет свой собственный склад, сообразно которому и следует управлять им. Осторожный наставник должен долго наблюдать природу ребенка: хорошенько следит за ним, прежде чем скажет ему первое слово" 1). "Детство", - говорится в "Новой Элоизе", - "имеет ему одному свойственные: образ мыслей, чувства, взгляд на вещи. Нет ничего неразумнее стремления заменить их нашими". При этом каждое дитя, рождаясь, приносит с собою особенный темперамент, который определяет его способности и характер и который нужно не изменять или стеснять, а, напротив, развивать или совершенствовать". Руссо возмущается обычным. воспитанием, которое действует "всегда по одной и той же формуле, не обращая внимания на громадную разницу между умами", возмущается, что "мы стесняем со всех сторон природу, изглаживаем великие душевные качества, чтобы заменить их ничтожными и призрачными" 2). В результате, "после множества забот, истраченных на порчу истинных даров природы в детях, пустой и мишурный блеск, который был предпочтен этим дарам, быстро исчезает, а задавленная природа уже не возвращается больше: мы теряем вместе и то, что разрушили, и то, что сделали". ("Новая Элоиза" 3).

С этой основной идеей тесно связаны другие, более частные педагогические принципы. Индивидуальное, естественное воспитание должно давать широкое место самодеятельности питомца, - даже больше, - оно должно быть все построено на ней. "Все средства из себя", - вот девиз, который Руссо старается последовательно провести как в воспитании, так и в обучении Эмиля.

1) Жан-Жак Руссо, "Эмиль, или о воспитании", изд. Н.Л. Тиблена СПб., 1866 г., стр.60, 77 и др.

2)"Новая Элоиза", в том же издании.

3)"Новая Элоиза", стр.484 и др.

Эмиля не подталкивают ни в чем; ему не внедряют, собственно, ни нравственных, ни теоретических познаний. Он все добывает собственными силами и опытом. Деятельность воспитателя при воспитании Эмиля больше отрицательная, чем наставительно-положительная: "она состоит не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранят сердце от порока, а ум от заблуждений. Но и в этом последнем отношении (в предохранении) воспитание должно держаться "хорошо направленной свободы", а не насилия и принуждения, которые только извращают природу, или принижая и забивая ребенка, или озлобляя его против воспитателя. Руссо допускает одну принудительную дисциплину, - дисциплину естественной необходимости, вытекающую из самого положения вещей. Только эта дисциплина научает ребенка благоразумию, не возбуждая злости и досады 1). "Положим, что ваш ребенок портит все, до чего ни прикоснется: не сердитесь; удаляйте от его рук все, что он может испортить, Он ломает свою мебель, не спешите заменить ее новою: дайте ему почувствовать неприятность лишений. Он бьет окна своей комнаты: пусть ветер дует на него день и ночь; не бойтесь простуды, потому что пусть ребенок будет лучше с насморком, нежели безумным (безрассудным). Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но сделайте так, чтобы он первый почувствовал их" 2). Чуждое всякого искусственного побуждения со стороны воспитателя индивидуально-естественное воспитание должно быть медленным и строго постепенным Руссо против искусственной выгонки "скороспелых плодов", против воспитания, которое создает "юных докторов и старых детей". Руссо часто говорит, что он хотел бы задержать развитие ребенка, что самое полезное правило воспитания "заключается не в том, чтобы выигрывать время, а в том, чтобы его терять" 2). Итак, идеальное воспитание должно строго соответствовать природе воспитываемой личности, должности строиться на саморазвитии и самодеятельности этой личности, при условиях свободы и постепенности.

1)"Эмиль", стр. 57: "Достаточно одной узды необходимости, чтобы сковывать, Понуждать, удерживать его, не возбуждая в нем ропота; посредством одной силы вещей можно сделать его гибким и послушным, не давая повода к развитию в нем какого-либо порока". См. также стр.50-51: "Держите ребенка в зависимости от одних только внешних явлений, и вы будете идти естественным путем в деле воспитания. Противопоставляйте неразумным его желаниям только физические препятствия, или наказания, вытекающие из самых поступков".

2)"Эмиль", стр. 68.

3) ibid., стр. 59.

1.5 Обстановка воспитания Эмиля

Идея индивидуальности или естественности в воспитании обусловливает у Руссо и ту воспитательную обстановку, в какую он ставит своего Эмиля и какую, очевидно, считает лучшей. Раз воспитание должно совпадать с саморазвитием природы воспитываемой личности, то наилучшей обстановкой для него было бы уединение, жизнь с воспитателем вне общества, вдали от его влияний. Руссо стоит за "уединенное", отшельническое воспитание 1). Вот почему Эмиль воспитывается вне общества, в деревенском имении, в непосредственном общении только со своим воспитателем. Общество слишком ускоряет развитие: внушает природе ребенка несвойственные ей преждевременные, а следовательно, и дурные влечения, т.е. всегда, - будь оно дурное или хорошее, - искажает, извращает природу. Руссо не потому только воспитывает своего Эмиля вне общества, что относится отрицательно к его культуре (хотя он, действительно, так к ней относился). Для своего педагогического полуромана, полутрактата он мог бы создать идеальное общество и поместить в него Эмиля. В целях идеального, "естественного" воспитания Руссо против всякого общества, как и против всякой книги. Чтобы обеспечить воспитанию строго естественный, индивидуальный характер, он выбрасывает за борт все книги, за исключением одной, которую и то только допускает. Он с удовольствием бы, до поры до времени, выбросил и всякое общество - не исключая и общества детей, - если бы это было так просто и так возможно). Но от людей невозможно уйти, и потому Руссо воспитывает своего Эмиля в деревне 2) где опасность соприкосновения с простыми, занятыми крестьянами не так велика, и не так грозит извращением развития природы. Воспитание должно быть строго природосообразным и индивидуальным, должно все извлекать из природы самого воспитанника, и потому даже воздействия воспитателя должно быть крайне ограничены и осторожны.