Смекни!
smekni.com

Подготовка к единому национальному тестированию (стр. 2 из 11)

В сертификате проставляются баллы по каждому предмету, сданному в рамках ЕНТ.

Сертификат заверяется подписью председателя государственной комиссии, представителями Министерства и скрепляется печатью высшего учебного заведения, на базе которого организован ПП ЕНТ или местного органа управления образованием.

Аттестат выдается организацией образования, в которой выпускники обучались на момент сдачи ЕНТ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕНТ, в соответствии с решением государственной комиссии, выставляется оценка, полученная на ЕНТ.

Необходимо отметить, что некоторые изменения внесены и в Типовые правила приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан (приказ МОН РК от 1.03.06г. №95, зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27.02.06г. №4134) [9, 13].

Минимальный уровень баллов, необходимый для участия в конкурсе на зачисление в число студентов, повысился и составляет в этом году 60 бал­лов, в том числе не менее семи баллов – по профильному предмету. Для зачисления на плат­ное отделение по медицинским специальностям – 60 баллов.[6]

1.6 Объективность новой формы контроля

Последние четыре года реформ, которые, не переставая, идут в казахстанском образовании, добавили в курс средних школ новый предмет. Он только что в расписании уроков не стоит. Однако на него учителям и ученикам приходится тратить все больше времени. Называется наука «Курс подготовки к Единому национальному тестированию». Сегодня, судя по атмосфере в школах, она - самая главная.

Подготовительная работы в школах постоянно анализируется. Собственно тест - это проверочная работа. Проверяется не просто качество знаний, а именно качество подготовки к ЕНТ, умение в технике осмысленного закрашивания кружочков показать, чему школяра научили. Подавляющее большинство учеников ходят на дополнительные занятия прямо в школе. В областном центре, например, по два часа дважды в неделю - почти общепринятый стандарт. Нередко он дополняется занятиями с репетиторами, которые сегодня в ассортименте своих услуг предлагают и «подготовку к ЕНТ».

Есть альтернатива тому и другому - в городах работают платные образовательные центры. Занятия групповые, индивидуальные консультации не исключены. Можно заниматься по одному предмету, можно брать сразу блок. Вас записывают в класс, ходите по расписанию. Математика, например, трижды в неделю по 2 часа, история Казахстана дважды по два часа. Легко понять, что если вашему выпускнику нужна поддержка по всем предметам ЕНТ, заниматься придётся ежедневно. Плюс та же система постоянного тестирования.

В образовательном центре занимаются не только выпускники этого года, но и десятиклассники [4].

Технология ЕНТ сегодня требует даже не точных знаний, а «точечных».Не понятно, зачем выпускнику, пусть и гуманитарного класса, знать, сколько книг - 21 или 22 - включала зороастрийская «Авеста», что такое оксюморон и чем анапест отличается от амфибрахия. Это при том, что на тему «Стихосложение» в курсе русской литературы отводится один-единственный час.

Может, в этом все дело - в программе, на основании которой верстаются тесты? Она безбрежна. По крайней мере, с введением такой революционной вещи, как тотальный тестовый контроль, она не претерпела кардинальных изменений. Сейчас же все внимание - совершенствованию самих вопросников, процедуры ЕНТ. В Лисаковске, например, к подготовке учащихся привлекают психологов. А как быть с устоявшимся типом взаимоотношений в школе? Ну, хотя бы когда детям позволяют постоянно исправлять отметки, пересдавать темы, когда отличник каждую свою пятёрку получает со второй попытки. Вчера, когда по положению об экзаменах в аттестат ставилась оценка с учётом годовой, это имело смысл. Сегодня - нет.

Понимаем, что тесты, как форма внешнего контроля за качеством образования, - это попытка объективного подхода. Но факт остаётся фактом: пока эта попытка нам дорого обходится и, как ни странно, меньше всего ассоциируется именно с качеством знаний наших детей.

Начнём с технологии. В тех странах, откуда пришло к нам тестирование, его результат - закрытая информация. У нас всё публично, да ещё зачастую с некорректными комментариями.

С введением ЕНТ постановка задачи «учить» автоматически снимается. Задача учителя - натаскать учащихся на поиск правильных ответов. На детей обрушивается колоссальный поток информации, причём, нужной и ненужной, для получения знаний ни времени, ни места не остаётся.

Ещё Кант говорил, что главное - научить человека не мыслям, а мыслить. Любой тест приводит к схематизации знаний. Большое количество вопросов и небольшое количество времени для ответа развивает умение отвечать по принципу «верно - неверно». Тестирование не способствует умению логически развивать мысль и доказывать её, не даёт возможности осваивать культуру речи. Оно способно вообще разучить человека говорить.

ЕНТ не должно быть единственной формой итогового экзамена, позволяющего детям поступать в вузы РК.

Глобальные реформы системы образования - введение ЕНТ, а со следующего года профильного обучения - объясняют тем, что школа должна выполнять социальный заказ общества. Получается, что образовательные услуги имеют своего заказчика? Но кто этот заказчик? Родители? Нет и ещё раз нет. Мы не заказывали ЕНТ. Это не проверка знаний. Это фикция, состоящая из большого процента вероятностей и случайностей и способная запросто перечеркнуть результат 11-летней работы и ученика, и учителя.

Учителя? Они, как практики, первыми видят всю порочность предложенной системы.

Так кто заказчик? Быть может, отсутствие ответа на этот вопрос означает, что мы - родители и учителя - пассивны в гражданском смысле, не можем защитить и отстоять интересы наших детей?

Александру Сергеевичу Пушкину ЕНТ и не снилось. Зато нашим выпускникам оно и снилось, и мерещилось, и даже через тесты пройти пришлось. Министерство образования и науки в этом году уготовило ученикам 450 тысяч тестовых заданий. Какие из них попали в вопросники ЕНТ, известно одному железному богу – компьютеру.

Ольга Степановна Локтионова, директор средней школы № 95 города Алматы, один из экспертов в вопросах по истории Казахстана, стоящая у истоков создания тестов, член апелляционной комиссии, автор методики подготовки учеников к сдаче ЕНТ, говорит, что болезнь роста, связанная с единым национальным тестированием, позади.

– Однако вы признаете, что болезнь все-таки была?

– Да, конечно. Но это нормально.

– Вопрос о количестве асфальтированных дорог в Казахстане в 1970 году – разве это нормально? Или убойное количество цифр и фактов в вопросниках – не случайность, а закономерность?

– В этом году этот вопрос и ему подобные были исключены из вопросников. Согласились мы и с тем, что тесты прошлых лет были перегружены статистикой, второстепенными фактами, однако они составлялись в строгом соответствии с казахстанскими стандартами. В нынешних вопросах цифр и фактов меньше, но они все равно есть.

– Какие еще ошибки прошлого были великодушно признаны?

– Отсутствие психологической готовности детей к сдаче тестов, недостаточный профессионализм педагогов, отсутствие методик подготовки учеников к такой форме экзамена ну и качество тестов – по отдельным предметам в тестах встречались вопросы, которые попали в вопросники из вузовских учебников.

– По истории Казахстана таких казусов не было?

– В прошлом году наша комиссия заседала два раза в год. Каждый раз мы работали над вопросами по две недели. Каждое задание, поверьте, подтверждали страницей из учебника и писали даже год издания книги.

– Тогда откуда все те недоразумения, о которых неустанно говорят?

– Мы обнаружили, что одни регионы в подготовке к ЕНТ использовали рекомендуемые книги, другие же проявили вольность, обращались к иным источникам, не прислушались к рекомендациям министерства. Отсюда и разночтения, и недоразумения, и проваленные тесты, и претензии к качеству вопросов.

– Как быть с «некорректными» вопросами, вы же не станете отрицать, что термин появился не на пустом месте?

– «Некорректность» породили журналисты. Да-да. Выходит ученик с экзамена, не смог ответить на какой-то вопрос и начинает кричать о том, что задание было неправильным, непонятным. Однако когда у него спрашивают, в каком варианте была допущена некорректность, никто не может вспомнить номер варианта. За всю историю существования тестов ни один «проблемный» вариант не был назван. Журналисты же подхватывают позицию недовольных и разносят мифы о количестве зубов у коня Абылай хана. Такого вопроса в заданиях не было.

– Появились ли какие-нибудь отечественные рекомендации в помощь учителям и ученикам: как подготовиться и сдать ЕНТ? Или школы заняли позицию натаскивания учеников и добросовестно муштруют их начиная с первого сентября?

– Такие рекомендации есть. Мы давно уже учим наших школьников правильно распределять время во время экзамена. Называем это методом тройного прочтения. Выпускник открывает задание и начинает отвечать на вопросы по тому предмету, который он знает лучше всего. Читает первый раз, отвечает, не задерживаясь над теми заданиями, которые кажутся сложными. Так три раза. С каждым прочтением память все больше активизируется и выдает новые знания, количество правильных ответов растет. Те же вопросы, которые остаются за гранью возможного, пропускаются, но лишь для того, чтобы, выиграв время, снова к ним вернуться. Мы испробовали эту методику на наших учениках. Результат был хороший.

– Сейчас выпущено очередное новое поколение учебников, о которых отзывы еще более жесткие, чем о предыдущих. По этим книгам будут составлены новые тесты, начнется очередной виток головной боли?

– Не думаю. Уже сейчас центр тестирования готовит группы, в которые войдут ученые-практики, лучшие учителя. Они будут создавать тестовые задания по учебникам нового поколения. Мы были первопроходцами, сегодня есть методики, опыт. Кроме того, все составители тестов прошли специальные курсы, встречались с американскими текстологами, набирались опыта у специалистов международной величины. Поэтому ошибки прошлого не должны повториться [17,18].