Смекни!
smekni.com

Политические основы технологической подготовки школьников (стр. 2 из 12)

Человек не рождается готовым для деятельности, т. е. для труда вообще. Функции деятельности, как и другие физиологические функции( речи, движения, осязания), у человека не развиты с рождения. На формирование у ребенка функций деятельности (умственной и физической) должно быть содержание образования. Чтобы достичь этой цели, предметы школьного обучения должны были быть практико-ориентированными. Государственная политика в рамках образовательной области «Технология» нацелена на обеспечение вариативности трудовой подготовки национальных и региональных ее моделей, создание условий для реализации интересов, склонностей и способностей учащихся, формирования общей трудовой культуры, практических умений и навыков, обеспечение профессионального самоопределения.

Политехническое образование осуществляется в образовательной школе на базе изучения основ наук, трудового и профессионального обучения, в процессе внеклассной работы, а также общественно полезного, производительного труда.

Профессиональная подготовка учащихся предполагает политехнические умения. К ним относятся расчетно-вычислительные, графические, измерительные, контрольно-поисковые(диагностические), сборочно-монтажные, наладочно-регулировочные, организационные, связанные с управлением машины и механизмами.

Содержание политехнических знаний представляет собой систему научных понятий, фактов, законов, отражающих единые и общие основы современной техник, современного производства и принципы управления ими. Политехнические знания как система в обозначенном смысле состоят из совокупности элементов- понятий, законов естественных, технических, математических, общественных наук.

К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли достаточно давно: на рубеже XVII-XVIII вв. английский экономист Д. Беллерс указал на необходимость соединения обучения с производительным и умственным трудом ребёнка, организации воспитания детей на основе труда[27, с. 41].

В XIX в. И.Песталоцци, Р.Оуэн, К.Д.Ушинский и другие педагоги вполне обоснованно доказали, что без привлечения воспитанников к труду нельзя ожидать положительных результатов в воспитании. На основании этого положения в XX в. Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. разработали и продемонстрировали на практике большие воспитательные возможности ремесленного, разнообразного бытового и высокомеханизированного индустриального труда. Классик российского трудового обучения К.Ю.Цируль, выступая за введение ручного труда в классическую гимназию, писал, что он “удовлетворяет в детях стремление к деятельности и творчеству, развивает волю, внешние чувства, упражняет руки и физические силы, учит любить и уважать всякое практическое дело”; школа же, “как и при преподавании всех прочих предметов, с занятиями ручным трудом соединяет чисто воспитательные, педагогические цели”.

Анализ исторического опыта обучения девочек предмету “трудовое обучение” показывает, что эта проблема была актуальной в педагогике на всех этапах становления и развития средней школы.

Манифест императора Александра I от 8 сентября 1802 г. “Об учреждении Министерств” имел долговременные позитивные последствия для различных сфер социальной жизни России. Благодаря созданию Министерства народного просвещения начала целенаправленно складываться самобытная российская система образования, не имевшая аналогов в мире. С годами Министерство народного просвещения превратилось в настоящий образовательный штаб по руководству учебными заведениями различных типов на всей огромной территории Российской империи. Вся многогранная деятельность Министерства находилась под контролем Правительствующего Сената.

В 1858г. по инициативе инспектора Павловского женского института И.А. Вышнеградского ведомство императрицы Марии Фёдоровны открыло в Петербурге первое женское училище для приходящих учениц, названное Мариинским. В училище принимались девочки от девяти до тринадцати лет всех сословий, за исключением крепостных. В том же 1858 г. открылось ещё три Мариинских женских училища в Петербурге, одно – в Твери, а через год – в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 – в Москве, 11 – в Петербурге, остальные – в западных губерниях.

Учебный план сохранял деление предметов на обязательные и необязательные. К обязательным предметам относились Закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, физика с добавлением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене, чистописание, рукоделие, гимнастика. То, что среди перечисленных предметов находилось рукоделие, говорит о существенной роли этого вида деятельности для развития девочек и получения полноценного образования. Количество часов, отводимых на рукоделие, превышало количество часов по чистописанию (9 и 6 – соответственно).

В 1921 г. были созданы новые “Программы единой 7-летней трудовой школы”. Однако новая редакция этих программ показала, что удовлетворительного состояния им достичь не удалось – учебный план был максимально насыщен краеведческими сведениями (экономическими, социальными, историко-географическими, природными, идеологическими).
С 1931 г. школа стала уделять более пристальное внимание проблемам трудового и политехнического обучения. Началось прикрепление школ к предприятиям, благодаря чему улучшилась материальная база школ, увеличилось количество рабочих комнат и мастерских. Только по РСФСР, например, к 1933г. в 70% городских школ были созданы по 2 мастерские. Для девочек это были швейные, картонажные мастерские. Программы по трудовому обучению были переработаны, учащиеся средней школы должны были овладеть основными инструментами и получить навыки обработки разных материалов (девочки – ткани и пряжи), но количество часов на трудовое обучение было сокращено. Если на труд по учебному плану 1932г. отводилось 1500 часов, 1934г. – 1176 часов, то по учебному плану 1935г. этот предмет изучался только в течение 672 часов. По мнению исследователя проблемы трудового обучения школьников В.В.Серикова, 1918-1931 гг. могут быть представлены как период конфронтации идей “интеллектуализма” (абсолютизация научно-предметного обучения) и “практицизма” (подготовка к труду на основе самих процессов труда, причём доминировала в основном вторая концепция)[24, с. 70].

Контрреформа, выразившаяся в цикле партийно-правительственных постановлений 1931-1936гг. воспроизводила прежнюю, существовавшую в начале XX в. “школу учёбы”, хотя и с некоторыми модернизациями. В декабре 1936г. Наркомпросами республик было внесено предложение о преодолении перегрузки школьников и сокращении учебного года за счёт ликвидации преподавания трудового обучения как самостоятельного предмета. Руководство Наркомпроса РСФСР и Наркомпросы других республик поддержали этот проект.

Великая Отечественная война также сказалась на образовании. Прежде всего, в сторону ограничения материальных, финансовых и кадровых его ресурсов. Учащиеся в годы войны были включены в производство, самообслуживание школ, с 1943 года в школах осуществлялось преподавание военного дела как учебного предмета. Именно это предопределило введение раздельного обучения для мальчиков и девочек, но не во всех школах, а примерно в 25% школ. Переход к всеобщему среднему образованию с чрезвычайной остротой выявил проблему трудового обучения в общеобразовательной школе. Помимо решения подготовки своих выпускников к продолжению образования, школа перешла к обучению их производственным профессиям. В 1954-55гг. для учащихся 1-5-х классов общеобразовательных школ был введён труд как предмет обязательного школьного обучения. С 1955-56гг. стали внедряться программы по трудовому обучению для всех классов средней школы. Тогда же началась организация в школах мастерских и рабочих комнат. За 1954-1957гг. они были созданы уже при 80% семилетних и средних школ. Для девочек это были пошивочные мастерские, рабочие комнаты для рукоделия. Проблема заключалась в недостаточности оборудования и подборе квалифицированных кадров: инструкторов и учителей труда.

Новые программы по трудовому обучению ориентировали школу на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивый интерес к определённой сфере профессиональной деятельности и подвести их вплотную к овладению конкретной профессией. Обучение мальчиков и девочек было отдельным и осуществлялось в школьных мастерских, в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), в учебных цехах предприятий, в ученических производственных бригадах и т.д. В VII классе в рамках предмета “Трудовое профессиональное обучение” вводится курс “Основы производства. Выбор профессии”. В школах была создана неплохая учебно-материальная база трудового обучения[29, с. 38].

Важным направлением совершенствования трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся стало создание межшкольных УПК (учебно-производственных комбинатов). Девушек в них готовили по разным профилям: швейному делу, вышивке ручной и машинной, вязанию ручному и на вязальных машинах, торговле и бытовому обслуживанию, делопроизводству и др.

Разработанная в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” программа развёртывания трудового обучения и повышения его качества (1984г.) была направлена на осуществление тесной взаимосвязи изучения основ наук с непосредственным участием школьников в производительном труде. Она была рассчитана до 1995 года, что давало возможность постепенного введения новых учебных программ во всех школах страны, укрепления материально-технической базы трудового обучения, увеличение состава преподавателей, усиление работы по профориентации. Часовая нагрузка предмета “трудовое обучение девочек” составляла 3 часа в неделю.
С 1993 г. в общеобразовательных школах Российской Федерации внедряется образовательная область “Технология”. Это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания и призванная решать такие важные задачи, как приобретение учащимися общетрудовых, политехнических, специальных знаний и умений, технологической культуры и трудового опыта, создание условий для личностной и общественно значимой реализации уже в школе осваиваемых основ наук, развитие творческих способностей, формирование трудолюбия, готовности к выбору профессии и т.д.