Смекни!
smekni.com

Представление новых технологий фортепианной школы (стр. 2 из 2)

1. Хроматическая гамма.

2. Расходящаяся в одну октаву.

3. Короткие арпеджио.

4. Аккорды.

Ранее исполнение гамм не продвигает детей технически. Нужно использовать большое количество мини – этюдов.

Практическая гармония.

Когда ребёнок умеет вести в ансамбле с педагогом басовую линию 3‑х основных функций; подбирает простейшие мелодии и транспонирует их; знаком с аккомпанементом на простом и блуждающем бурдоне и Т органном пункте; играет гаммы по тетрахордам, можно перейти к игре трезвучий.

Затем разбираем строение аккордов.

Чтение с листа.

Этапы обучения:

– Цвет, как символ данной ноты

– Изображение цветной ноты на нотоносце

– Чёрная нота с цветным штилем

– Сольфеджирование чёрных нот на крупном нотоносце

– Эскизное чтение с листа в ансамбле с педагогом

– Складывание из отдельных нот фраз и предложений. Рифмованная подтекстовка.

– Эскизное чтение с листа целых произведений

Очень помогает сольфеджирование, это звуковое наполнение нот – точек. Для зрительного охвата нотного текста применяем «движущееся окошко». Затем игра в «пазлы». Ребёнок сольфеджирует нотный текст под аккомпанемент педагога и из карточек собирает строчку пьесы, сначала ориентируясь на нотный текст, а затем на слух. Угадывать по карточкам исполняемое произведение. На обратной стороне карточки – название произведения, имя и год композитора.

Школа игры на фортепиано

Алексей Иванович Исенко – кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано РАМ имени Гнесиных. Ему принадлежит создание уникальной технологии интенсивного и комплексного образования пианистов. Созданная им Школа адресована как учащимся ДМШ, так и учащимся, студентам разных специальностей, не изучавшим ранее курс фортепиано, либо имеющих низкий уровень подготовки по этому предмету. Универсальный метод обучения музыкантов, созданный А.И. Исенко, вызвал большой интерес и получил высокую оценку специалистов в России, США, Англии, Германии, Нидерландах, Греции, Испании и других странах, где получил успешную апробацию. За основу своего метода автор взял систему научного моделирования и выявил его новую форму – музыкальную.

Моделирование – это опосредствованное познание с помощью специально создаваемой системы, способной заменять исследуемый объект – оригинал и давать о нём новую информацию. В ходе исследования было обнаружено, что элементы моделирования в музыке прослеживаются уже с конца 16 века. Свойства и функции моделей проявляются уже в генерал – басе или цифрованном басе. Он являлся сокращённой записью партитуры, при которой нотировался бас, а остальные голоса записывались цифрами, обозначающими интервал от баса. Свободные голоса варьировались в зависимости от состава исполнителей, и включал элемент импровизации. Стремление к усилению экспрессивного воздействия музыки на слушателей, привело теоретиков и композиторов 17 – 18 веков к разработке музыкально – риторических фигур, которые можно рассматривать как эмоционально – смысловые модели. Их разновидностью являются мотивы – символы, например, присутствующие во всех произведениях И.С. Баха. Элементы музыкального моделирования присутствуют также в процессе композиторского творчества. Так, эскизы и наброски музыкального произведения являются структурно – композиционными музыкальными моделями. Схожими с моделированием являются приёмы создания композиторами новых музыкальных произведений, на основе своих более ранних сочинений. Осмысление эволюции вспомогательных средств фортепианного обучения, привело автора к созданию системы музыкальных моделей экспресс-курса, знакомящих начинающих с «творческой лабораторией композитора»; использованию данного метода в процессе преподавания основ сочинительства и конструирования музыкальных моделей.

Цель – реализации программы – комплексное музыкальное развитие начинающих пианистов.

Задачи:

– Изучение музыкально – педагогического репертуара

– Развитие эмоционально – слухового восприятия музыки

– Формирование музыкально – слуховых представлений

– Приобретение музыкально – теоретических знаний

– Усвоение способов творческой работы композитора

– Овладение фортепианной техники

Последовательность тем в учебном плане 1 – го года обучения по методу моделирования творческого процесса композитора соответствует исторической последовательности важнейших переломных этапов в эволюции музыкального искусства: от монодии к полифонии и далее к гомофонии.

Обучающиеся по авторскому методу (даже с обычными музыкальными данными) уже через 3 месяца занятий на фортепиано (из расчёта 2 часов в неделю) способны исполнять полифонические произведения. Соответствующие по сложности традиционному репертуару 3 – 4 годов обучения. Предлагаемая программа предназначена для начинающих пианистов, как взрослых, так и детей в возрасте от 6 лет.

Общее строение книги:

1. Введение, адресованное педагогам, раскрывающее историю и теоретические предпосылки метода моделирования творческого процесса композитора.

2. 1 часть, в которой приводится тематический план, словесный вариант Алгоритма интенсивного и комплексного образования начинающих пианистов, который можно использовать как методическое пояснение и поурочный перечень контрольных вопросов и заданий для учащихся.

3 часть включает три раздела:

– «Конспекты уроков по системе музыкальных моделей «Экспресс – курс А. Исенко», предназначенный для преподавателей;

– «Практикум по музыкальному моделированию», где помещены произведения различных композиторов и музыкальные модели к ним, созданные автором; задания по работе с данными моделями.

– «Хрестоматия», репертуар которой может изучаться как параллельно с системой музыкальных моделей, так и независимо от неё.

4. Музыкальный словарь.

5. Приложения: таблица гамм, аккордов, арпеджио; методические рекомендации по конструированию музыкальных моделей и сочинению полифонических произведений; творческие работы учащихся; устройство для изучения нотации, изобретённое автором книги.

Мотивация– в предлагаемом методе ярко выражена внутренняя мотивация, построенная на познавательной деятельности, основанной на творчестве, благодаря чему ученик приобретает большой объём ЗУН за те же часы. Для донотного периода автором разработана новая циклическая музыкальная форма – цепная модельная. Она состоит из ряда лёгких вокально-инструментальных пьес, соединяющихся в единое целое благодаря тому, что вокальная мелодия одной модели становится инструментальным сопровождением в последующей. На этапе знакомства с нотной грамотой осуществляется знакомство с ладовой, интонационно-временной, структурной организации музыки (мотив, фраза, предложение, период); с динамикой и артикуляцией. Это становится возможным при облегчении двигательных задач. Игре попеременно обеими руками и только 3 – ми пальцами. Игра начинается на чёрных клавишах, на которых легче ориентироваться, и где создаётся удобное формирование позиции руки.

Усвоение содержания Темы 1 «Песня» позволяет достигнуть координации речевой и двигательной моторики и связать обучение игре на фортепиано с развитием навыков аккомпанемента. Сопоставление различных по ритмическому рисунку партий способствует развитию у ученика ритма.

Во 2‑й теме «От песни к фуге» учащийся переходит к фуге через ряд промежуточных полифонических моделей и выполнение заданий по их транспонированию в тональности, которые в дальнейшем будут использоваться в ФУГЕ. Среди основных приёмов – транспонирование и ладовая переокраска. Для работы над ними нужно использовать следующие правила:

– Для знакомства с новой тональностью необходимо сыграть соответствующую гамму, арпеджио, аккорды.

– Держать в памяти транспонируемую модель.

– Сохранять одну и ту же аппликатуру.

– Следовать принципу позиционности.

С 11 урока, (3–й месяц обучения) возникает необходимость обращения к гаммам. Имея опыт полифонической игры, ученики осознают необходимость технической работы. Гаммы изучаются парами – мажоры с одноимёнными минорами. В течение 1 – го года изучаются 10 гамм с единой аппликатурой. Полифония представлена в музыкальных моделях в различных формах: канон, дуэт, полифонические вариации на остинатный бас, старинная полифоническая соната. Изучение музыкального произведения посредством моделирования – многоэтапный процесс:

1. Овладение основным музыкальным материалом, отражённым в упрощённым виде в модели.

2. Преобразование композиционных элементов посредством транспозиции, ладовой перекраски, конструирования музыкальной формы.

3. Текст пособия в основном обращён к учащемуся. Он состоит из заданий и правил. Комментарии для педагогов даны мелким шрифтом.

4. В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать приём «слепой игры», прикрывая руки ученика листком бумаги.

Порядок использования хрестоматии регламентирует таблицы – дневники, помещённые в конце каждого блока. Для развития опережающего чтения используется бегунок.

Заключение

И всё-таки основная работа проводится на уроке, дома закрепляются навыки. Проблема лени: отсутствии интереса, уверенности в себе, отсутствие ответственности перед педагогом. Нельзя заниматься музыкой перед сном. Садиться за инструмент только в хорошем настроении. Не прерывать занятие, увлёкшее малыша. Разумеется, никакая методика сама по себе не служит гарантией. Цели достигнет педагог, убеждённый в правильности избранного пути, ощущающий радость от творческого общения с учеником, умеющий найти к нему индивидуальный подход. Творческое воспитание предполагает творческую методику.

Очень многое зависит от эмоциональной атмосферы, царящей на уроке. Формализму не должно быть места в общении педагога с учеником. Поэтому, в частности, нежелательно с первых же уроков ставить отметки. Занятия непременно должны проходить в атмосфере положительных эмоций. Ребёнка (особенно маленького) надо больше хвалить; малейший успех должен быть отмечен, а неудача – зафиксирована в сознании педагога скорее как сигнал о том, что избранный им подход к данному ученику или к работе над данным произведением не оптимален. Учитель должен верить в своего ученика, устранять у него страх перед неуспехом.