Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Во время произнесения “кричалки" верхнее небо должно приобретать форму купола, что обеспечит хорошую звучность.
Говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом - эти упражнения голосом и речью служат для тренировки воображения.
Такие речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожу различные игры, упражнения и этюды.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры". Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр" дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Все упражнения не только способствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, но и помогают отработать интонацию - самую важную и самую сложную составляющую речи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее его интонации. Не стоит забывать, что кукла не способна передавать настроение мимикой или жестами. Эту роль выполняет речь маленького актера. Поэтому эмоции, мысли актера должны быть "пропущены через руку". Для выработки хорошей дикции и выразительности речи использую набор скороговорок, пословиц, стишков.
Играть так, чтобы тебе поверили, трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делаю на игры со словом (где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место), с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Элементы театра вносят в уроки радостную и непринужденную атмосферу, материал усваивается легче и быстрее, дети до конца занятий бывают активными, сообразительными и что немаловажно - веселыми.
На коротких переменах дети любят разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса, произносят целые диалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества, который боюсь неосторожно задуть. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. Я очень люблю эти необычайно трогательные минуты. В это время, осторожно наблюдая за игрой, подмечаю в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. В плане развития мелкой моторики рук, концентрации внимания, для развития фантазии, образного мышления, точных и скоординированных движений, через уроки ручного труда и изобразительную деятельность использую изготовление кукол своими руками. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. Для пальчиковой гимнастики мастерим головки из папье-маше. Куклам необходима сцена-ширма. Наши папы сконструировали ширму так, чтобы высоту можно было регулировать по мере роста юных артистов. Наша ширма разборная, портативная, потому что выступаем с детьми не только у себя в школе, но и в детских садах микрорайона, в филиале детской библиотеки. К себе в гости приглашаем детей - сирот из детского дома "Ручеек". Дети сами носят на выступления ширму, декорации, коробку с куклами. Вместе с куклами выступают и сами дети, играя школьников, своих ровесников. Они уже не боятся простора сцены, а ловко придумывают выразительные движения для себя.
Мы ходим на спектакли, которые можно увидеть в нашем городе на сцене школы и Дворца культуры. В месте с родителями выезжаем в театры города Иркутска. Вернувшись в класс, обсуждаем постановку, отмечая игру артистов. Рисуем иллюстрации к спектаклям. Так я формирую грамотного зрителя и критика. К родительским собраниям и утренникам готовим премьеры. Родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. А мы приобретаем верных помощников, которые выручают в ремонте ширмы, находят картон для декораций, покупают краску и кисточки для оформительских работ. В начале учебного года я в классе провести беседу с родителями на родительском собрании по теме "Искусство - прекрасный воспитатель". Обратила внимание, что искусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, не теряющегося в потоке современной жизни. Подвела родителей к мысли, что помимо общего, ребенок может получить эстетическое образование на отделениях школы искусств или в кружках. Сегодня 10 детей из 25 поступили в школу искусств: 8 - учатся на хореографическом отделении, 2 - на музыкальном.12 человек посещают кружок "Бисероплетения" при СЮТ.3 человека занимаются в спортивных секциях. Мои дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. Чему же способствует использование элементов театральной педагогики? Появляется устойчивый интерес как к искусству, так и к проектно-исследовательской деятельности; формируются навыки самоорганизации труда; эмоциональный климат в детском коллективе становится более теплым. А классический текст словно оживает: становится объемным, вступает в диалог с юными читателями.
* Создает предпосылки для многостороннего развития личности ребенка. * Развивает внимание, мышление, память, самостоятельность. * Расширяет знания детей. * Оттачивает их речь. * Прививает любовь к литературе. * Повышает общую культуру ребят. *Порождает атмосферу ликующего творчества.
Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
Критерии эффективности.
В качестве критериев оценки качества обучения использую диагностические методики на определение уровня развития мелкой моторики (тест Куглера, методика “дорожки” по Л.А. Венгеру, методика рисования простых узоров) и развития речи, социометрия Дж. Морено, анализ рабочих тетрадей учащихся, отзывы родителей.
Динамика речевой деятельности учащихся при использовании речевых и грамматических разминок.
№Гр. | Характеристика уровня речевого развития уч-ся по группам. | 1 четверть | 2 четверть | 3четверть | 4четверть | год |
1. | Дети умеют четко, ясно и логично излагать свои мысли. Сознательно используют разные формы слова. Имеют большой словарный запас, синтаксически правильно оформляют предложения. Фонематически их речь приближена к речи взрослых. Дети много и охотно читают. | 8человек | 13 человек | 17человек | 22 человека | 23 человека |
2. | Речь детей очень бедна, лаконична, фразы примитивны и стереотипны. Скудность высказываний проявляется в стремлении избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов предложения (Волк сбросил шкуру. Он принц стал) недочеты в звуковой речи. | 6человек | 4 человека | 3человека | 1человек | нет |
3. | Дети с чрезмерно многословной речью. Во фразу ими включается много лишних слов, названия заменяются описанием. Много повторений, уточнений - ребенок как бы не уверен, что его поймут, и поправляет себя. Недочеты в звуковой культуре. | 4человека | 3 человека | 2человека | нет | нет |
4. | Дети не могут связно изложить свои мысли; употребляют неправильные обороты речи, путаются в формулировках, пространственных временных отношениях, забывают термины. В письменных работах по грамматике у них пропуски, замена и искажение букв, по математике вызывает затруднение не столько само решение задачи, сколько ее словесное оформление. Недочеты в звуковой культуре. | 7человек | 5 человек | 3человека | 2человека | 2человека |