Смекни!
smekni.com

Природа детской агрессивности (стр. 4 из 6)

С ростом малыша и развитием его активности уже на втором году жизни возрастает независимость его поведения. Он стремится проявить самостоятельность, которая видна в первых попытках настоять на своем вопреки требованиям и желаниям взрослых.

К трем годам ребенок все больше проявляет упрямство, что вызывает жалобы родителей. Конфликты возникают, как правило, из-за обладания игрушкой. Наступает серьезный момент в проявлении ответной реакции родителей. Если раньше упрямство, капризы вызывали ответную реакцию взрослых в виде проявления нежности, ласки, уступок, то теперь нетерпимое отношение к действиям ребенка усугубляет возникшую ситуацию и приводит к открытой агрессии. В результате могут сформироваться символические формы агрессии, что повлияет на его психику. Исследователи считают, что с возрастом ребенок сталкивается со все большей серией запретов. Его интересы и родительское «нельзя» вызывает конфликтную ситуацию. Настойчивость в поведении взрослых, с которой они стремятся во что бы то ни стало заглушить интересы ребенка, направить его поведение по правильному пути (как они сами считают), вызывает бурю негативных реакций ребенка. В нем просыпаются злость и отчаяние.

Если рассматривать ситуацию с позиции понимания незащищенности ребенка, его неумелого восприятия окружающего мира, с позиции оказания ему помощи, родители и взрослые смогли бы найти приемы для успокоения ребенка. И только после этого малыш смог бы выслушать объяснения нравственных норм поведения, требуемых взрослыми. Но любая конфликтная ситуация, возникающая между взрослым и ребенком, обычно решается в пользу взрослого. Старший по возрасту стремится своим давлением заставить ребенка выполнять требования. А что же ребенок? Он хочет быть независимым, хочет, как и взрослые, выполнять свои желания, стремится к этому, но встречает активное сопротивление со стороны взрослого. У ребенка нет опыта, чтобы защититься, нет сил сопротивляться. Нарастает чувство тревоги. По мнению Зигмунда Фрейда, следует различать три типа тревоги:

реалистическая тревога — это эмоциональный ответ на угрозу или понимание реальной опасности внешнего мира (для малыша, например, — большая собака, для подростка — переводной экзамен в школе); реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение и исчезает, как только исчезает сама угроза;

невротическая тревога — это эмоциональный ответ на опасность того, что примитивные инстинкты станут осознанными. Она обусловлена боязнью, что ребенок окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, и это повлечет за собой тяжелые последствия. Например, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побуждений либидо будет чревата угрозой наказания со стороны взрослых. Невротическая тревога обычно переживается как реалистическая, потому что наказание исходит обычно из внешнего источника. И только когда инстинктивные импульсы грозят прорваться через самоконтроль, возникает невротическая тревога;

моральная тревога возникает всегда, когда низменные инстинкты стремятся к активному выражению в форме безнравственных мыслей и действий, а ребенком овладевают чувства вины, стыда, самообвинения. Тревога перерастает в страх смерти и ожидание грядущего возмездия за прошлые или настоящие грехи.

В отличие от Фрейда, Карен Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом психики человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге.

Базальная тревога— всепрощающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Для детства, по мнению Хорни, характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает, все основные биологические нужды— в пище, тепле, сне. Но главной все-таки является потребность в безопасности: потребность быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если они проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, в итоге формируется здоровая личность. В противном случае, по мнению К. Хорни, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям или сестрам. Результатом такого дурного обращения с ребенком может стать не только базальная тревога, но и базальная враждебность.

Базальная враждебность — чувство злости у ребенка по отношению к тем, кто отвергает его, плохо обращается с ним (в том числе и к родителям). Поведение ребенка в этом случае направляется чувствами страха, беспомощности, непонятной вины.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В дальнейшем базальная враждебность и тревога могут перерасти в неврозы.

Социологические исследования показывают, что причины девиантного поведения подростков многочисленны. Бесчеловечность, зависть, злоба, жестокость, хвастовство, угодничество, предательство, наглость, нахальство, жадность, грубость, глупость, по мнению 25% подростков, — серьезная причина для драк между ними, действенного способа перевоспитания. Фиксируя эту предлагаемую детьми мотивировку драк, нельзя не обратить внимание на ряд других показателей.

Почти треть (29%) подростков признаются, что дерутся они отнюдь не из-за каких-то благородных причин, а потому, что делать нечего, энергию некуда девать, жить скучно. Драка для них — один из доступных видов развлечений. Значительная группа подростков (19%) дерется с целью демонстрации силы, испытывая желание завоевать авторитет; 10% видит причину, драк в неумений понять друг друга, разобраться спокойно в конфликтной ситуации, найти выход из положения; 27% не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории (10—15%) они многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20—30%) отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»;, у третьей (45—50%) — никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

Исследования показывают, что у большинства подростков (51%) не всегда есть возможность заняться любимым делом, а 5% детей вообще лишены этого.

Как следствие чаще всего в свободное время большинство детей смотрят телевизор, гуляют со сверстниками на улице, слушают музыку, встречаются с друзьями у себя или у них дома (43% — часто, 22% — иногда). Реже подростки читают художественную литературу, посещают библиотеку (18% — часто, 24% — иногда), занимаются спортом, туризмом (24% — часто, 27% — практически никогда).

Почти половина детей (49%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования. Отсюда — вал антисоциальных поступков. По данным МВД России, 70% преступных групп составляют несовершеннолетние. Ежегодно в органы внутренних дел доставляется порядка миллиона несовершеннолетних, совершивших правонарушения разной степени тяжести.

Подростки активно участвуют в антиобщественных действиях и в социальных конфликтах; пополняют рады теневого бизнеса, рэкета; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность.

Стремление детей войти в формальные объединения может объясняться и негативным отношением к ним учителей. Почти одна четвертая часть относится к ним индифферентно, вдвое больше — резко отрицательно, 19% признают те объединения, которые действуют на базе внешкольных учреждений, и только 5% считает для себя необходимым понять, чем живут «неформалы».

Анализ результатов опроса позволяет сделать заключение, что у большей части подростков (60%) круг межличностного общения широк. Однако контакты с друзьями далеко, не всегда основаны на духовной близости и общих интересах. Меньшая часть подростков (около 20%) признает, что у них сравнительно, мало друзей или один друг. Кроме того, 14% подростков отмечают, что у них нет друга, но есть знакомые и приятели. Таким образом, сравнительно большая часть подростков не имеет среди сверстников близких им по духу и интересам людей. Многие ощущают себя одинокими. Стремление найти друга, подругу может выступить одним из сильных мотивов вовлечения подростков в неформальное объединение, в том числе и негативно направленное. У других подростков ощущение одиночества, оторванности, от сверстников может привести к депрессии. Третьи хотели бы посещать какой-либо досуговый центр, если бы они смогли удовлетворить в нем свои интересы.

Таким образом, одна из главных причин современного бродяжничества, беспризорности, экстремизма — отсутствие должной психологической поддержки ребенка, а не социальная эволюция, как считают большинство взрослых. Актуализируется роль образовательных учреждений как центров социальной стабильности, и если государство сможет обеспечить соответствующую масштабам проблемы финансовую поддержку, задача социальной адаптации детей и подростков может быть успешно решена. [3, с. 299-303]

b. Виды нарушений поведения

С точки зрения деструктивной направленности можно рассмотреть три типа нарушений поведения.