Смекни!
smekni.com

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся (стр. 3 из 20)

Русский ученый П. М. Якобсон этапу усмотрения потребности предваряет период интеллектуально-творческой готовности [37, с. 174]. Это, существенно расширяет понимание этапов творческого процесса, обеспечивающих протекание технического творчества. Предложенная П. М. Якобсоном схема включает периоды: возникновения интеллектуально-творческой готовности; усмотрения потребности; зарождения идеи - формулирования задачи; поиска решения; получения принципа изобретения; превращения принципа в схему; технического оформления и развертывания изобретения (выполнение расчетов, изготовление чертежей, построение модели, проверка изобретения).

Следует отметить что, рассмотренные процессы творческой деятельности не дают представления о ведущей роли тех или иных качеств личности изобретателя, от которых зависит успешное осуществление каждого из этапов, что затрудняет разработку дидактических аспектов развития технического творчества учащихся профтехучилищ. Отчасти этот пробел восполняет развернутая программа изобретательской работы, предложенная С. М. Василейским [9, с. 123]. В нее входят: подготовительная фаза (осознание потребности; желание удовлетворить ее; формирование изобретательской задачи); центральная фаза (поиск решения; получение принципа решения и превращение его в схему; первоначальное техническое и экономическое обоснование изобретательского проекта; подготовка схематических чертежей (эскизов); первоначальная вещественная реализация проекта - хотя бы в виде грубой модели); заключительная фаза (дальнейшее более или менее развернутое техническое и экономическое обоснование проекта; более детализированные (рабочие) чертежи; более или менее законченное изготовление экспериментального, а затем и производственного образцов изобретения). Схема С. М. Василейского детальнее и логичнее по сравнению с другими, однако, в ней отсутствует процесс подготовки отражения потребности сознанием. Начало творческого процесса фиксируется с момента, когда потребность уже осознается. В этом отношении более полной, является схема П. М. Якобсона, в которой выделен предваряющий осознание потребности период интеллектуально-творческой готовности.

В целом схемы Россмана, Якобсона, Василейского не опровергают трех-этапные схемы Рибо и Энгельмейера. Будучи более детализированными, они открывают путь для дальнейших исследований процессов технического творчества и способов его реализации. В то же время в упомянутых схемах скорее прослеживается хронологическая последовательность работы над изобретением, чем сущность самого процесса его получения. Пользуясь любой из этих схем, практически сложно дать творческое решение задачи.

Попытку создания научно обоснованной методики технического творчества предпринял Г. С. Альтшуллер [4, с.99]. Предлагаемая им схема творческого процесса включает три отличные по циклу и методу стадии решения технической задачи: аналитическую (выбор задачи; определение основного ее звена; выявление решающего противоречия; определение непосредственной причины противоречия); оперативную (исследование типичных приемов решения прообразов в природе и в технике; поиск новых приемов решения путем изменений -в пределах системы, во внешней среде, в сопредельных системах); синтетическую (введение функционально обусловленных изменений в систему и в методы ее исследования; проверка применимости принципа к решению других технических задач; оценка сделанного изобретения).

Аналитическую стадию автор характеризует как наиболее "логизированную" часть творческого процесса, которая связана с логическим оперированием историческими, статистическими, техническими, экономическими и иными фактами. Творческий успех работы на этой стадии во многом зависит от знания исследуемой области техники, понимания диалектических законов развития, наличия необходимых для анализа фактических сведений и умения вести логический анализ.

Оперативная стадия в большинстве случаев представляет собой сочетание логических и нелогических операций. Здесь изобретателю приходится искать, пробовать, вести "мысленный эксперимент". В отличие от ранее рассмотренных приемов решения творческих задач Г. С. Альтшуллер не склонен считать, что изобретатель находится на этой стадии в "бессознательном состоянии", ибо он ищет не абстрактную "идею", а конкретные способы устранения конкретного технического противоречия. А поскольку одно и то же техническое противоречие может быть устранено разными путями, то с помощью эксперимента, определяется оптимальный вариант решения новой технической задачи.

На последней, синтетической стадии изобретатель вносит в систему дополнительные изменения, обусловленные найденным способом решения задачи. Эти изменения призваны придать системе новую форму, соответствующую новому содержанию. Новая система требует отыскания новых методов ее практического использования и выявления соотношения между положительным техническим эффектом, даваемым изобретением, и затратами, необходимыми для его реализации.

Не все положения методики Г. С. Альтшуллера приемлемы при обучении техническому творчеству молодежи. Однако предложенные им аналитическая, оперативная и синтетическая стадии творческого процесса могут характеризовать уровень развития определенных компонентов деятельности. Развитие наблюдательности, ознакомление учащихся с историей развития техники, анализ природы изобретений, расширение технического кругозора и другие вопросы должны найти отражение в педагогических аспектах технического творчества.

По мнению С. Л. Рубинштейна, в процессе творческой деятельности у человека постепенно вырабатывается тенденция обдумывания вопроса: где и что нужно изменить, улучшить, усовершенствовать [30, с.82]. Эта тенденция вызывает необходимость активизировать имеющиеся знания, сопоставлять наблюдения, соотносить их с задачами, возникающими в процессе творчества, мысленно представлять предполагаемую конструкцию в виде общего принципа или схемы, что, в свою очередь, активизирует деятельность воображения, мышления, требующей конкретного выражения найденных решений в расчетах, чертежах, моделях и т. п. В процессе творческого труда не только создаются какие-либо материальные ценности, но и наглядно проявляются особенности, приносимые самой личностью.

Следовательно, творческая деятельность выступает как важный социальный фактор формирования и развития личности. На основе анализа творческой технической деятельности следует разрабатывать методические приемы формирования и развития деятельности учащихся.

1.2 Внеаудиторная деятельность, как часть воспитательного процесса

Воспитание - сложный, многогранный, диалектический, противоречивый, целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека. В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. К сожалению, это не всегда принимается во внимание педагогами. Между тем установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому, в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность. И это должно обязательно учитываться при выборе средств педагогического воздействия и оценке его эффективности.

Нередки противоречия в самом процессе воспитания, что обусловлено, например, различием между миропониманием, ценностными ориентациями взрослого и подростка. Вследствие этого порой возникают конфликты между старшими и младшими. Противоречия присущее подрастающему человеку стремление к самостоятельности - и неизбежная необходимость педагогически регулировать процесс его становления, направлять его в русло общепринятых требований. Противоречивы методы убеждения и принуждения, гуманного подхода к воспитаннику и необходимость в некоторых случаях его наказания и т.д. И эти противоречия требуют глубоко продуманной целенаправленности воспитания.

Воспитание - процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию. В воспитании всегда взаимодействуют воспитатель и воспитанник, коллектив и отдельные его члены. Воспитанник — не пассивный объект педагогического воздействия. Меняясь под влиянием этого воздействия, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания. Подрастая и осознавая себя как личность, воспитанник начинает менять и самого себя. У него формируется своя точка зрения на людей, на многие явления окружающей его действительности. Происходит известная переоценка ценностей. То, что он принимал на веру, будучи ребенком, теперь нередко подвергается критическому анализ.

У подростков появляются новые интересы, отчетливо проявляется стремление к независимости. Взрослых порой раздражают тон подростка, манера и круг его общения, непослушание. Но при этом они часто не различают поступки подростка, форму его высказываний и их суть. Бестактная форма - явление отрицательное, но оно нередко лишь отражает соответствующее поведение некоторых взрослых. Часто акцентируя внимание на форме поведения подростка, взрослые не задумываются о его мотивах.

Юность - это возраст активного, заинтересованного овладения жизненным опытом, человеческими идеалами, возраст активного, глубокого всестороннего познания мира. Именно в этом возрасте подростки настойчиво стремятся к, познанию бытия во всем его противоречивом многообразии. Юношеству свойственно стремление к обсуждению, и при том весьма эмоциональному, широкого круга самых разных проблем: и человеческих отношений (прежде всего!) и политики государственных деятелей, и международной политики, и вопросов борьбы с тяжелыми недугами, и проблем искусства. Ничего, что порой их жаркие споры, бывают и наивными, фантастическими. Не надо пресекать их, бестактно подчеркивая неопытность и неосведомленность ребят. Ведь в подобных дискуссиях проявляется стремление познать мир, жизнь, законы бытия. В этом начало осмысливания, происходящего вокруг и в себе, в этом бурный и интенсивный процесс формирования мировоззрения. Надо помочь юношеству в его поиске, помочь, но со строжайшим соблюдением требований педагогического такта, помочь на "равных". Тогда молодые люди прислушаются к голосу взрослого, будут считаться с ним.