Может оказаться, что объективно та область научных знаний или практической деятельности человека, для изучения которой разрабатывается учебная программа, является новой и поэтому недостаточно разработанной. Поэтому учитель, готовящий программу, столкнется с проблемой недостатка содержания, которое можно было включить в учебную программу. Примером могут служить учебные курсы по новым развивающимся в последние годы наукам, например, космической медицине, некоторым новым вопросам генетики и т. д. Между тем эти курсы интересны своей новизной, простором для постановки исследовательских задач.
Следующим после определения содержания этапом разработки программы является отбор методов обучения. Определение методов осуществляется в соответствии с целями и содержанием подготовки, логикой его развертывания в программе. Помимо этого, выбор методов обусловливается условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся. Учет всех перечисленных здесь условий - трудная и одновременно творческая задача. К сожалению, очень часто авторам программ и преподавателям приходится определять методы исходя из внешних условий, например, заданного нормативными требованиями времени обучения, игнорируя или заменяя его цели.
Следует отметить также, что многие из широко распространенных в практике активных методов, например, таких, как анализ ситуаций, деловые игры, формируют у обучаемых лишь частный способ ориентировки и, следовательно, частные, недостаточно обобщенные способы действий. В этом случае введение обобщений является заключительным этапом игры, постановки лабораторного опыта, анализа ситуации, проблемного задания. Если, как уже было сказано выше, авторы программы будут ставить иные цели - сформировать обобщенные способы деятельности, то в обучении будет необходимо использовать такие методы, с помощью которых учащиеся будут учиться выстраивать обобщенные понятия и уже затем переносить их на частные ситуации.
2.2. Тематический план элективных курсов по литературе в 11
классе
Данный элективный курс выстраивается на уровне меж предметных связей. Его цель - расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов , кинорежиссёров. Художник, композитор, кинорежиссёр имеет своё видение произведения, по-своему осмысливает его, помогает читателю представить того или иного героя произведения посредством художественного полотна, иллюстрации, романса, оперы, кинофильма.
Требования:
1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес программы.
3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника.
4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или не обязательное домашнее задание), предлагает широкое использование интерактивных метод обучения.
5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.
6. Связанность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частичными и общими знаниями прослеживаются связи.
7. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на интерактивных методах обучения (проектных, исследовательских, игровые).
8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы их достижения.
9. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа различна с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
10. Формальная структура программы.
Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием) основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.
Цели и задачи курса.
1. Способность к развитию чувственно-эмоциональной сферы школьников.
2. Формировать духовно богатую личность через цели и задачи литературно-эстетического образования.
3. Способствовать становлению духовного мира человека, создавать условия для развития личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
4. Содействовать становлению образных представлений о литературном произведении.
5. Содействовать умению воплощать собственные представления, впечатления, переживания через связную монологическую речь, через поэтическое творчество.
Учебно-тематический план 11-х классов
Тема | Кол-во ч. | Методы и приемы | Виды деятельности учащихся | |
1.2. | Характеристика литературы XXвека. Многообразиелитературных направлений,стилей, школ, групп. Развитиетрадиций русской классики вреалистической литературеначала века. Декаданс имодернизм.И.А. Бунин | 1час1час | Работа над эпиграфомА.А. Блока"неслыханные перемены,невиданные мятежи.."работа над портретом К.А.Сомова " Портрет А.А. Блока"- как понимаете слова М.Горького: "нравиться мне егострогое лицо и головафлорентийца эпохи возрожденияСкорбь об уходящей деревне.Новелла "Деревня"Гуманистический пафоспроизведений И.А. Бунина | Комментарии к дружеским шаржам на К.Бальмонта,3. Гиппиус, Д. Мережковского,Д. Философа, Ф. Соллогуба, помещенныев журналах "Рампа и жизнь","Сатирикон"Акмеизм как национальная форманеоромантизма.Создание самостоятельных рисунков,ассоциации при работе над стихами Н.Гумилева, А. Ахматовой.Комментарии к картинам А.Е. Архипова"Радуница"(Перед обедней),3-Е. Серебряковой«Крестьянская девушка Поля» |
3. | Л.И Куприн | 2ч | Формулировка ответов навопросы:Как складывается отношенияОлеси и Ивана Тимофеевича вповести «Олеся»Доказать, что Олеся -дитяприродыФормулирование ответов навопросы :- совпадают ли предысториярассказа с художественнымпроизведением «Гранатовыйбраслет»?- что нового внёс А. Роом вэкранизацию рассказа? | Фрагменты из кинофильма Алова иНаумова «Полесская легенда»;Обмен мнениями о игре ЛюдмилыЧурсиной в главной роли.ПросмотрКинофильма А. Рома «ГранатовыйБраслет», мастерство игры актеров(обмен мнениями),Прослушивание грамзаписи сонатыЛюдвига ван Бетховена«Соната № 2» (из фильма «Гранатовыйбраслет») | |||||||||||||
4. | Символизм | 1ч | Анализ стихотворение В.Мережковского « Парки» «Детиночи» З.Гиипиус«Песня» «Посвящение» «Пауки»; В.Брюсова «Юному поэту»,«Кинжал», «Грядущие гунны», | Учащиеся, посещавшие или закончившиемузыкальную школу, могут создатьроманс на стихи поэтов, рассказать озвучание стихов в наши дни. | |||||||||||||
5. | Поэзия В.Брюсова | 1ч | Образ страшного мира в стихахВ.Брюсова Анализстихотворения «Грядущиегунны». Формулирование ответана вопрос :Как В.Брюсов передаёт встихах время перемен,предчувствует грядущие бури? | Сообщения учащихся об офорте.Комментарий к офортам И.Нивинского«Святой Себастьян», Н.С.Гончарова«Христолюбивое воинство». | |||||||||||||
6. | Мир образов Николая Гумилёва. | 1ч. | Образы моря и героическихлюдей в цикле стихов«Капитаны»Формирование ответов навопросы:-как рисуют море Н.Гумилев иИ.Айвазовский;-в чем эффект времени ипространства у поэта ихудожника? | Комментарий к картинам И.Айвазовского«Девятый вал», «Море» | |||||||||||||
7. | Творчество А.М.ГорькогоРомантические героиА.М.Горького.Пьеса А.М.Горького «На дне». | 2ч.1ч.1ч. | «Песня о Соколе», «Песня оБуревестнике», «СтарухаИзергиль»-Устное рисование героев(создание портрета подвпечатлением прочитанного).«Правда» Луки и Сатина.-Как эту правду «передаютактеры разных поколений (извоспоминаний современниковоб игре В.И.Качалова,И.М.Москвина в роли Луки,К.С.Станиславского в ролиСатина)? | Комментарий к портрету МаксимаГорького выполненному В.А.Серовым.- ■'Театр М.Горького, пьеса «На дне» насцене Московского художественноготеатра. | |||||||||||||
8. | Творчество А.А.Блока. | 2ч. | 1 ч.Романтический мир раннегоБлока.Формулирование ответов навопросы: | Работа над портретом Л.Менделеевой(фотография), портретом А.Блока,выполненным Сомовым. | |||||||||||||
-как любовь привела Блока кмысли о ВечнойЖенственности, которая готоваизменить, преобразить всёсущее на Земле;-как понимаете тезисВ.Соловьева: «Виндивидуальной любвипроявляется любовь мировая, исама любовь к миру открытачерез любовь к женщине»; каквоспринял этот тезис А.Блок;как эти мысли отражаются встихах поэта?1ч.ПоэмаА.Блока«Двенадцать».-почему художник показалБлока, глядящего накрасногвардейцев «со стороны».-почему Блок верил в родствореволюционных и христианскихистин? | Работа над картиной К.Сомова «Блок иреволюция».Рисунки Ю.П.Анненкова к поэме«Двенадцать» .Просмотр учебного фильма. | ||||||||||||||||
Понятие о метафизике. Смыслпоэмы, образы. | |||||||||||||||||
9. | Сергей Есенин какнациональный поэт. | 2ч. | 1ч. Анализ самостоятельновыбранного произведения.2ч. Поэма «Анна Снегина»,переложенная на музыкуГ.Свиридовым. | Произведения композиторов на стихиС.Есенина.Г.Свиридов «поэма памяти С.Есенина».Г.Пономаренко «Отговорила рощазолотая», В.Липатов «Письмо матери» висполнении Л.Лещенко. | |||||||||||||
10.11. | В.В. МаяковскийТворчество М.А.Булгакова. | 1ч.2ч. | Анализ лирического текста.1ч.Новаторство в темах, идеях,стилистике, судьбапроизведений писателя. | Работа над рисунками В.Маяковского.Просмотр фрагментов фильма «Собачьесердце». Живучесть шариковщины каксоциального и морального явления. | |||||||||||||
12. | А.Н.Толстой | 1ч. | 1ч.Тема российской истории втворчестве писателя.Образ Петра в романе «Петр Первый» | Фрагменты из кинофильма Пудовкина«Петр Первый». | |||||||||||||
13. | А. А. Ахматова. | 2ч. | 1ч. Художеетвенное своеобразиеи поэтическое мастерство лирики А.Ахматовой.2 ч. Работа над поэмой«Реквием».-доказать, что лирикаАхматовой-это сплав мгновенияи вечности;-показать глубину и яркостьпереживаний;-тема Родины и гражданскогомужества. | Просмотр учебного фильма «АннаАхматова». | |||||||||||||
14. | М.А.Шолохов | Зч. | 1ч. «Тихий Дон»- роман-эпопеяо всенародной трагедии:-глубина постиженияисторических процессов;-правдивое изображениегражданской войны.2 ч.Трагедия ГригорияМелехова.Зч.Женские судьбы в романе | Просмотр кинофильма С.Герасимова«Тихий Дон».ОГигре актёров в главных ролях: ЭлиныБыстрицкой, Петра Глебова, ЗинаидыКириенко, Людмилы Хитяевой и других. | |||||||||||||
I5. | Поэзия военных лет. | 1ч. | Лирика Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Бергольц. | Музыка М.Блантера, Н.Богословского, Э.Колмаковского на стихи поэтов о войне. | |||||||||||||
16. | А.Т.Твардовский | 1ч. | Поэма-сказка, поэма-сатира «Тёркин на том свете». Осмеяние уродливостей бюрократизма, формализма, казёнщины, рутины. | «По праву памяти» поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого. | |||||||||||||
17. | Б.Л.Пастернак | 2ч. | 1ч.Тема поэта и поэзии в творчестве. 2ч.Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». | Просмотр учебного фильма «Борис Пастернак». | |||||||||||||
18. | А. И. Солженицын | 2ч. | 1ч.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве («Один день Ивана Денисовича») | Просмотр фрагментов из кинофильма Г.Тодоровского «Холодное лето пятьдесят третьего года» | |||||||||||||
19. | Авторская песня Булата Окуджавы, В.Высоцкого. | 1ч. | Темы, идеи поэзии. В. Высоцкий на сцене. | Просмотр учебного фильма «Владимир Высоцкий», «Булат Окуджава». | |||||||||||||
20. | В.М.Шукшин | 2ч. - | 1ч.Шукшин как писатель, актер, сценарист.2 ч. Подвиг человеческого духа в романе «Калина красная». | Мастерство В.М.Шукшина как постановщика фильма, как актёра. (просмотр кинофильма). | |||||||||||||
21. | Творчество В.Г.Распутина. | 2ч. | 1ч.Проблема отцов и детей вповести «Последний срок».2ч. О гражданскойответственности в романе«Живи и помни». | Просмотр кинофильма «Алова иНаумова». «Живи и помни». | |||||||||||||
22. | «Тихая лирика» Н.Рубцова. | 1ч. | Особенности поэзии Н.Рубцова. | Современные художники о России. |
2.3. Планы-конспекты занятий элективного курса