Большинство иных научных подходов к изучению образования сложилось позднее, в основном в XX столетии. Уже в начале века происходит осмысление тесной связи между развитием науки, производства и состоянием образования. Перспективы его прогресса и вклад общества (государства) в этот процесс заставляют представителей философской, экономической, социологической, психологической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования, Вместе с тем резко повышается интерес к обучающемуся человеку, особенно заметный в психологии и физиологии
На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках названных выше наук, разрабатывались, детализировались. На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования, экономика образования, социология образования и др.
Дифференциация научного знания об образовании получила настолько выраженный характер, что оказалась вполне естественной обратная реакция — возник интерес к интеграции отраслей науки, занимающихся исследованием образования.
2. Философский подход к образованию
Рассмотрим философский подход к образованию, оформившийся в границах особой отрасли знания — философии образования. По поводу определения ее предмета до сих пор продолжаются дискуссии. Мы вынуждены кратко остановиться на изложении основных позиций полемизирующих сторон, поскольку от этого зависит, что понимать под философским подходом к образованию.
Одни исследователи считают, что философия образования является прикладной философией. Прикладной в том смысле, что общие принципы и положения философии применяются (прикладываются) для анализа самых различных сторон и ипостасей образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт. Акцент именно на прикладном характере философии образования был продемонстрирован рядом авторов в ходе заседания «круглых столов», веденных редакциями журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» в 1992, 1995, 1999 гг. и посвященных исключительно проблематике философии образования.
Есть иная точка зрения на философию образования, которая, по сути дела, отрицает ее статус как особой отрасли знания. Сторонники такой позиции утверждают, что содержание философии образования в основном совпадает с теоретико-методологической проблематикой педагогической науки. Если приверженцами прикладного характера философии образования являются преимущественно представители философской науки, то сторонниками второй позиции оказываются ученые-педагоги, причем именно те, кто занимается в первую очередь разработкой ее методологических основ.
Характеризуя различные точки зрения на философию образования, особо необходимо остановиться на представлениях известного отечественного философа, академика РАО Ф.Т. Михайлова. В статье, написанной в форме своего рода парадокса, он в ее первой части стремится доказать, что философия образования невозможна, а во второй — наоборот, что она возможна как фундаментальная теория образовательной деятельности.
Почему философия образования невозможна? Михайлов называет две причины: а) все многообразие теорий образования не имеет в своей основе собственной фундаментальной теории; б) особой фидософии — философии образования — быть не может, ибо по своей сути философия принципиально не может быть особой. И все же она — философия образования — возможна, в виде совокупности постулатов фундаментальной теории образовательной деятельности.
В рамках еще одного подхода к пониманию статуса философии образования она рассматривается как самостоятельная область научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах — ценностно-целевых, системных, процессуальных и результативных.
Отметим сразу, что именно такая точка зрения на предмет рассматриваемой науки оказывается наиболее созвучной нашему пониманию философского подхода к образованию, более того, сближает с ним социологический подход, позволяет анализировать связь между ними как соотношение общего и специального. Точно так же можно определить связь между философским и педагогическим, философским и психологическим, философским и экономическим подходами к образованию.
Тесные взаимоотношения между названными выше подходами обусловливаются прежде всего возможностями философии образования характеризовать само образование как сферу и общественной, и индивидуально-личностной жизнедеятельности. «Философия образования, — пишет Б.С. Гершунский, — рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время «вечной» сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально-экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны, и, что еще важнее, в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой».
Что дает философский подход к образованию для развития самого различного знания об этой сфере и вместе с тем о каких опасностях он нас предупреждает? Начнем с последних. Известно, что философия - наука достаточно абстрактная, а это значит, что существует реальная опасность рассматривать образование в отрыве от конкретных проблем жизни, социальных и политических отношений, развития науки и культуры. Акцент на анализ законов, категорий, понятий, принципов, методов, гипотез и т.д., что так характерно для философии как науки в целом, может увести от выявления реальных противоречий и коллизий, столь типичных для развития образования.
Другая опасность состоит в отрыве философского подхода к образованию от конкретно-научных — экономического, психологического, социологического и других — подходов. Эта опасность столь же реальна для обозначенных выше подходов к образованию при рассмотрении их отношения к философскому. Анализ имеющейся литературы убедительно доказывает наличие такого отрыва. Редко кто-либо из экономистов, психологов, социологов, исследующих проблематику образования, обращается к работам философов в этой области научного знания.
Между тем использование философского подхода к образованию дает понимание основных направлений и перспектив его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегии, ни практики, ни политики в этой сфере общественной и личной жизни. Применение философского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшего явления современности, как единое мировое образовательное пространство, без осмысления интеграции в которое вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь заметные достижения в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки, социализации, развития личности.
Именно философский подход нацеливает на осмысление образования как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу его сущностных характеристик. Анализ многосторонних и многоаспектных противоречий в сфере образования ведет, с позиций философского подхода, к осознанию и раскрытию существа мирового (а тем более национального) образовательного кризиса, состоящего в признании неспособности современного образования удовлетворительно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-личные задачи и выполнять основные функции.
Философский анализ образования как явления противоречивого, с одной стороны, общественного (социального, экономического и культурного), с другой — индивидуально-личностного, позволяет рассматривать эти противоречия более конкретно и детально в рамках иных научных подходов, в первую очередь экономического и социологического.
3. Экономический подход к образованию
0чень развитым и весьма значимым для XX в. оказался экономический подход к образованию. В рамках этого подхода образование рассматривается в качестве одного из важнейших социально-экономическх ресурсов развития как общества, так и личности. В 1920-х гг. С. Г. Струмилин, тогда еще молодой отечественный экономист, обосновывал прямое воздействие повышения образовательного уровня работников на рост общественной и индивидуальной производительности труда.
Известно, что впервые вопросы экономики образования были подняты еще во второй половине XVIII в. А. Смитом, а затем Дж.Ст. Миллем. Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин, а Милль выводил развитие образования за пределы рыночной экономики, которая не в состоянии сама по себе диктовать ему свои законы. Проблемы, поднятые классиками экономической науки относительно образования как сферы общественной жизни, отрасли экономики, производственного процесса, и в XX в. продолжали волновать науку. Есть все основания считать, что XXI век будет временем не менее, а даже более важным для использования экономического подхода к образованию.
Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: а) как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений; б) какова экономическая эффективность образования; в) как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.
На экономический подход к образованию в XX в. оказали наибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: неоклассическое и кейнсианское. В рамках первого образование рассматривалось как свободное предпринимательство. Основой развития образования как отрасли экономики признавался потребитель, его интерес и выбор. Считалось, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого. Оно, по мнению представителей неоклассического направления, не должно активно вмешиваться в сферу образования. Если же государство это делает, то, во-первых, подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг, во-вторых, нарушает принцип социальной справедливости в сфере образования. Этот принцип гласит: нельзя платить дважды за одно и то же образование. Между тем в случае активной деятельности государства и его структур в этой области потребителям образовательных услуг приходится платить и налог, и деньги за обучение.