Смекни!
smekni.com

Психологические идеи Абая Кунанбаева (стр. 3 из 6)

Абай хотел сказать, что человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда, он стремится к этому сам, если па это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний. А для этого приходится на первых порах подсказать, подтолкнуть, дать направление всеми средствами: увлекая словом, уловкой, даже — если понадобится — принудительно.

2. Абай разделял взгляды Пифагора и Аристотеля, которые высказывались против применения телесных наказаний детей.

По убеждению Абая, воспитатель, учитель, родители могут добиться своих истинно просветительских целей не запугиванием, а убеждением, действенным словом. Поэт писал, что насилие со стороны родителей и мулл убивает в детях искренность, дети только из боязни подчиняются им и делают вид, что уважают их. «Боязнь и любовь, — пишет Абай, — что огонь и вода — не соединимы. Человек, лишь понимая другого, которого любит, получает удовлетворение. Наставление, поучение, сопровождаемое насилием, не достигают цели».

3. Наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком». По мнению Абая, в процессе обучения должны участвовать все органы чувств человека, так как живое созерцание предметов, явлений окружающей действительности позволяет конкретно воспринимать их свойства и признаки, вычленять их существенные стороны, связи, отношения, лучше усваивать. Для этого необходимо также, чтобы учитель умел рассказывать интересно, образным, ясным и живым языком. Наглядность может вытекать непосредственно из предмета, который сам по себе, по своему материалу интересен. Но неумелое преподнесение может все это свести на нет.

4. Учет возрастных особенностей детей. Отсутствие четких педагогических терминов и понятий не препятствует нам уловить основную идею Абая о том, как следует загружать детей знаниями в том или ином возрасте, чтобы они были им понятны и доступны.

5. Обучение на родном языке. Самые азы, основы знания, по мысли Абая, человек должен усвоить па родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков. Именно в этом случае человек может в дальнейшем приобрести навыки к самостоятельному пополнению образования.

Глубочайшей любовью проникнуты мысли Абая, высказанные о родном языке, в котором скрыты думы и чаяния народа, его характер, его стремления, все его историческое прошлое, на котором строится настоящее, открывающее путь к будущему. По Абаю, от слов родного языка, с которым молодежь обращается к родителям, теплеет сердце, родное слово ласкает красотой своих сравнений. Первые понятия о вещах и явлениях окружающего мира человек выражает словами родного языка. На это указывал в свое время и великий русский педагог К. Д. Ушинский, который писал: «Отечественный язык сети единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их». Высказывания казахского поэта о родном языке прежде всего были направлены против тех, кто без надобности засорял его заимствованными словами: «творения» таких людей затуманивают головы слушателей.

«Вся система поэтического мышления и художественных образов, — не раз писал М.О. Ауэзов, — ориентирует казахское общество на русскую культуру». Совершенно прав был исследователь, считая самой основной чертой всего творчества Абая его призыв к овладению светским образованием. Возможности в достижении этого поэт видел в сближении с общечеловеческой культурой цивилизованных народов, прежде всего русского народа.

«Нужно овладеть русским языком, — пишет Абай, — у русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы... Знать русский язык — значит открыть глаза на мир».

Интересно отметить, что Абай пропагандировал не беспринципное, безоговорочное, слепое овладение культурой, достоянием других народов. Изучая, например, русский язык, а с помощью его русскую культуру, принимая все лучшее и прогрессивное в этой культуре, говорит поэт, нужно подходить ко многому осторожно; осваивать критически, как мы теперь сказали бы. Не случайно он подчеркивает: «перенять все лучшие качества этого народа... и избежать его пороков». Не нужно доказывать, что Абай хорошо понимал существование двух Россий: самодержавной России и России великого русского народа, России прогрессивных сил и идей. Знание же языка и культуры русского парода сделает казахов равноправными с русскими, они почувствуют себя вольными и свободными.

По мнению Абая, при богатстве человек может остаться невеждой, несчастным существом. Поэтому либо все отдашь, чтобы стать настоящим, полноценным человеком, не пресмыкающимся перед тем, кто богаче тебя, либо останешься невеждой. Вот дилемма, которую ставит Абай перед своими соотечественниками, современниками. Он пишет: «Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это потребуется, для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек».

В «Десятом слове» Абай пишет: «И вот... добыто желанное богатство. Используйте же его для получения знаний. Не способны сами, так пусть это сделают ваши сыновья, ибо без науки нет жизни ни на том, ни на этом свете».

Мысли Абая о науке, знании, об умственном воспитании во многом перекликаются с требованиями наших дней, созвучны прогрессивным идеям современной педагогики и психологии.

Анализ идей Абая об умственном воспитании подрастающих поколений позволяет сделать следующие выводы:

1. Абай, страстный поборник прогресса, понимал, что без образованности народа, особенно молодежи, которой принадлежит будущее, он (прогресс) невозможен. Поэтому его призыв к овладению знаниями, приобщению к науке, передовой культуре следует понимать как заботу о социальном прогрессе общества. В этом он видит цель обучения.

2. Давая сравнительную характеристику религиозно-схоластического и светского образования, Абай без колебания занимает сторону последнего, как развивающего ум на основе реальных знаний о реальном мире.

3. Если французы и англичане сегодня, в 80-х годах XX столетия, споря о возможности телесных наказаний детей в школах своих стран, ставят этот вопрос даже на правительственном уровне, то Абай свыше 100 лет назад решительно отвергал этот способ воздействия на воспитуемых, как противоречащий принципам элементарной человечности, унижающий человеческое достоинство, наносящий непоправимый ущерб нравственному и духовному развитию личности.

4. В системе средств умственного воспитания видное место Абай отводит принципам обучения. В их отборе чувствуется влияние Ушинского. Однако в трактовке этих принципов Абай сохраняет самобытность и самостоятельность.

5. Особое место в умственном воспитании Абай отводит родному языку, в котором отражаются национальная самобытность, история, душа, характер парода. Однако при этом не исключается необходимость и важность изучения других языков, позволяющих приобщиться к культуре других пародов, расширить умственный кругозор молодого человека. В связи с этим Абай ставит вопрос патриотического и интернационального воспитания.

6. Главным метолом эффективного обучения Абай считал пробуждение и развитие у ученика интереса к науке, потребности постигатьтайны природы иобщества.

7. Великий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека. Само приобщение к науке, говорит он, должно быть бескорыстным, а признание и слава на поприще науки — результатом упорного труда.

Пропаганда нравственных принципов и идей была и остается вопросом особого внимания всех мыслителей мира. Великие ученые прошлого, выдающиеся просветители и демократы разных народов, у которых учился Абай, всегда провозглашали высокие нравственные идеалы. Продолжая идеи своих предшественников, учителей, великий казахский поэт присоединил к их идеям свой самобытный голос, свои находки.

Абай верил в силу воспитания и возлагал па него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием.

Все свое творчество поэт посвятил воспитанию в человеке самых лучших качеств. В своих «Назиданиях» поэт признавался, что люди как-то приземлили высокое понятие человечности.

Величие и прозорливость Абая заключаются в том, что он всегда ощущал историческую преемственность во всем — в учении, в воспитании, в передаче знаний и науки.

Поэта-педагога и мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требуют законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта беспокойная мысль переходит из стихотворения в стихотворение, пронизывает его «Слова назиданья». Гуманист по своему духовному складу, Абай бросил вызов вековому патриархальному укладу жизни. Он пошел не по стопам своих предшественников-акынов, воспевавших деяния волостных старшин и баев, а по своему, новому нуги самосознания и самопознания, по пути поисков новых ценностей, по пути гуманизма и просвещения.

Усвоение традиций русской и мировой классики в раскрытии «диалектики души» имело для Абая решающее значение. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, поэт обогатил своим пониманием долга и ответственности за все, что происходит вокруг пего. Эти высокие понятия породили внутреннюю непримиримость со злом и борьбу с невежеством, ленью, скаредностью, хвастовством - со всем тем, что противоречит гуманизму и человеколюбию.