Человек с малых лет должен приложить максимум усилий, чтобы развить своп духовные способности, совершенствовать себя нравственно, эстетически, физически.
Как бы ни был одарен от природы человек, его таланты, дарования, способности могут погибнуть, если он сам не приложит личных усилий для их развития. В высказываниях Абая о самовоспитании воли, характера, эмоций вышеприведенные мысли составляют их основной стержень.
В деле воспитания необходимых моральных качеств он придает большое значение самодисциплине, саморегулированию:
...Как ни велик твой пыл — не отдавайся ему.
Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму...
Если человек увлечен своим делом, расширяется его кругозор, красивее становится ею духовный мир, яснее — цель, за осуществление которой он борется.
Одним из путей, приводящих человека к намеченной цели, Абай считает закалку воли. Только волевое напряжение помогает человеку остаться на избранном пути, и только упорна:* работа над собой ведет к укреплению воли, но развить у себя волевые качества невозможно без постоянного преодоления собственной слабости.
«Воспитай волю — это броня, сохраняющая разум. Не стремись к забавам и похвальбам», — вот лейтмотив абаевских высказываний о самовоспитании воли.
Абай с целью воспитания у молодежи положительных волевых качеств дает ряд советов. В частности, он говорит:
Чтоб человеком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство —
Вот пять врагов твоих, знай,
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд
Доверься — не продадут.
Поэт-просветитель говорит, какую большую роль в процессе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для парода, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего».
Мысли Абая о самовоспитании чувств, волн, личности в целом прежде всего были адресованы молодежи. Абай постоянно подчеркивал, что человек должен познать свои недостатки, ошибки, промахи и исправить их.
Разбирая все эти морально-нравственные понятия, Абай приходит к выводу о том, что пока в казахском обществе господствует дурной пример, он не проходит бесследно, а формирует у людей часто дурное поведение. Сознавая прямую зависимость формирования личности подрастающего поколения от социальной среды, поэт-демократ все же не видит путей изменения ее. Абай лишь вскользь замечает, что нужен (так считал в далекие времена и великий аль-Фараби) умный человек, который мог бы помочь степнякам своими мудрыми советами и наставлениями. Именно поэтому он придавал решающее значение моральному совершенствованию добрых и умных людей.
«Стремление к истине и постижение ее рождаются высоким сознанием, — писал Абай, — сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих чувств прежде всего способствуют непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».
Основными ориентирами Абая в вопросах нравственного воспитания являются патриотизм, гуманизм, интернационализм. Хотя просветительско-демократическое мировоззрение Абая было исторически ограничено и не поднялось до уровня русских революционных демократов, однако, как справедливо указывал М.О. Ауэзов, Абай воспринял эстетические принципы Б.Г. Белинского и обратил всю силу своего дара на служение обществу. Он также глубоко постиг основы мировоззрения П.Г Чернышевского и, следуя ему, не только видел всю неприглядную правду современной ему действительности, по и выносил ей беспощадный приговор. Подобно Б.Г. Белинскому и Н.Г. Чернышевскому, Абай мучительно ощущал казавшуюся ему беспросветной тьму, терзался, задаваясь бесчисленными вопросами. В творчестве его отразились одновременно и сила убеждение, вера в величие человека, в его духовные качества, и горькое сомнение, тревога за судьбу подрастающих поколений.
Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод — это крикливость, гнев, нервозность. «От родителя, — писал он, — который вначале показывает не ум, а гнев, дети не могут брать пример. Они тоже прибегнут к гневу». В ряде своих произведений он указывал: нравы и поведение детей портятся из-за неправильного воспитания их родителями, наставниками. Дети портятся также в результате пагубного влияния сверстников, друзей и товарищей. Так, родители связывают воспитание детей с расчетливой целью. Во-первых, в лице своих детей они видят лишь своих наследников; во-вторых, духовных жрецов, богомольцев после смерти; в-третьих, кормильцев на старости лет. Абай выступал против всех этих точек зрения на цели воспитания детей. По его мнению, все указанные цели являются эгоистическими, унижающими достоинство будущего гражданина: «Сын твоего отца — недруг народу, сын народа — твой друг», — гневно писал Абай о «концепциях» отдельных родителей на цели воспитания.
По Абаю, потенциальные способности человека реализуются через преодоление трудностей; познание, обучение, умение, воспитание, немыслимы без труда, без кропотливой работы человека над собой, без любознательности и пытливости. Он писал, что каждый бесцельно проведенный день уводит человека от нормальной, разумной жизни. Поэтому надо заполнить дин своп продуманными и полезными деяниями.
Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.
Подводя итоги сказанному о нравственном воспитании в педагогическом наследии Абая, следует отмстить, что он создал довольно стройную систему нравственного воспитания человека, широко используя при этом сложившийся к тому времени в педагогической пауке понятийный аппарат. В его системе дается интерпретация таких нравственных категорий, как дружба, совесть, воля, стыд, лень, упрямство, трусость и др.
Многие мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили споен актуальности и в наши дни: нравственно пенные качества закаляются и закрепляются в процессе преодоления трудностей; к вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены; подлинная красота человека — в его трудолюбии; лень порождает упрямство, лживость, трусость и др.
Вместе с тем по ряду вопросов нравственного воспитания позиции Абая отличаются непоследовательностью, недостаточной обоснованностью, что объясняется, видимо, непоследовательностью его мировоззрения. Например, в «Сорок пятом слове» он пишет: «Справедлив, человечен, мудр тот, у кого больше знаний». Между тем, прямой зависимости между знаниями и названными Абаем нравственными качествами личности он не вскрывает.
Другой пример. Зная силу хорошего примера в воспитании человека вообще и нравственного, и частности, Абай полагал, что если у власти будет находиться состоятельный и мудрый человек, то он своими советами может оказать решающее влияние на нравственное воспитание людей.
В вопросах нравственного воспитания Абай опережал свое время на целую эпоху.
Заключение
Анализ творческого наследия Абая позволяет высказать некоторые общие соображения относительно его "педагогических взглядов.
Педагогические взгляды Абая тесно связаны с его философскими, социально-психологическими взглядами, с его мировоззрением и служат как бы сферой практической реализации последних.
Педагогические взгляды Абая носят ярко выраженный концептуальный характер: они целенаправленны, имеют определенное методологическое основание, методическое оснащение, объект и предмет, на которые направлена просветительско-педагогическая деятельность Абая.
Во всем многообразии содержания и средств реализации педагогических взглядов Абай видит и всесторонне раскрывает основные направления и пути их реализации. Речь идет об умственном, профессионально-трудовом, нравственном воспитании, роли и возможностях семьи в воспитании детей.
Абай глубоко осознавал единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, предвосхитив тем самым идею системно-комплексного подхода к воспитанию в современной педагогике.
Педагогические взгляды Абая при совершенно очевидном влиянии на их формирование прогрессивных традиций общей и педагогической культуры древнего Востока, западной и русской педагогической мысли XIX столетия не были подражательными. Можно смело утверждать, что педагогические взгляды великого казахского просветителя были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах, ставших афоризмами.
Педагогические взгляды Абая в такой же степени самобытно-национальны, в какой они интернациональны. Слияние национального и интернационального начал в его педагогических взглядах позволило ему увидеть пути преодоления вековой отсталости своего кочевого народа и приобщения его к достижениям культуры других пародов. Выступая против традиций и обычаев, лишающих человека возможности выбора спутника жизни, вообще возможности выбрать себе собственный жизненный путь, Абай ратовал за полное равенство мужчины и женщины в экономическом, политическом, юридическом отношениях. Только тогда брак может быть действительно равноправным, а взаимная любовь станет действительно идеальной.