Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования (стр. 11 из 13)

Формы работы, представляющие наибольший интерес в занятиях с детьми этого возраста – танцы с сюжетом, хореографические этюды, танцевальный спектакль или мюзикл.

Хореографический спектакль – сложная и трудная форма работы, требующая большой подготовки. Тем не менее, создание развернутой танцевальной постановки способствует развитию творческих способностей детей, возрастает их заинтересованность, они проявляют более сознательное и самостоятельное отношение к исполнению танца.

Прежде всего, в работе над хореографическим спектаклем, очень важно, чтобы содержание спектакля было близко детям, а его объем и форма позволяли бы довести работу до конца, не переутомляя детей.

Работая над "крупными формами" детских танцевальных постановок, требуется специальная предварительная подготовка детей. Танцы с сюжетом и танцевальные этюды могут быть осуществлены лишь при умении детей выразительно и правдиво действовать. Умение это приобретается в процессе работы над этюдами. Сочиняя свои варианты отдельных эпизодов действия, дети глубже вдумываются в содержание эпизода, он приобретает для них более реальную и конкретную форму. В этой работе дети обнаруживают наблюдательность, вкус и творческие способности.

Ошибочным и неверным следует считать постановки профессиональных балетов, силами детей-подростков. Это дезориентирует детей, приучает их нетребовательно относиться к посредственному исполнению танцев, у них создается превратное представление о своих танцевальных достижениях, их начинает привлекать балетная сцена, так как они чувствуют себя артистами. На посредственном исполнении "балетов" невозможно воспитывать художественный вкус детей, уже не говоря о вредном для детей убеждении в своей "артистичности".

Кроме того, качественное осуществление постановки классического балета в условиях работы с детьми невозможно не только из-за технической трудности танцев, но также из-за недоступного и чуждого для них, особого стиля исполнения.

Построение занятия для подросткового возраста не отличается от построения занятия, детей среднего школьного возраста. Изменяется (усложняется) лишь подбор упражнений, танцевальных комбинаций, танцевальных постановок.

Наличие участников в коллективе старшего школьного возраста немногочисленно. Обычно из-за большой загруженности учебными занятиями школьного процесса, регулярное посещение хореографического коллектива представляет для них слишком большую нагрузку. В результате чего их приходится объединять с детьми среднего школьного возраста, что представляет собой определенные трудности.

Старшие школьники нуждаются в особом подборе репертуара, так как с ними могут быть разучены танцы, по своему содержанию и форме соответствующие их возрастному развитию. Для них необходимо включать дополнительный репертуар, что значительно усложняет работу в группе.

Для этого возраста интересны постановки, которые несут в себе, как техничные, так и смысловые нагрузки. Их увлекает молодежная тематика, где выражаются радость от сознания своей молодости, грации, ловкости. Реалии современности побуждают их к изучению и освоению новых направлений в хореографии, таких как, модерн, хип-хоп.

Разучивание дополнительных танцевальных постановок со старшими членами группы, требует особого планирования занятий.

В части учебно-тренировочной работы одни и те же задания даются всей группе. Однако старшим членам группы лучше дать отдельные тренировочные упражнения, которые имеют более сложную форму.

Одним из удобных приемов для проведения на занятии различного по своей трудности материала является исполнение упражнений на середине по линиям, когда каждая линия или некоторые линии получают разные задания. Например, стоящие в первом и втором рядах менее подготовленные учащиеся исполняют прыжки с переменой ног (changementdepied) из 5-ой позиции в 5-ю позицию, а старшие, занимающие места в третьем и четвертом рядах, делают это движение в комбинации с различными движениями классического танца, например, glissade, assemble и два прыжка с переменой ног.

Или же одни линии исполняют "веревочку" простую и с переступанием, другие – двойную и тройную "веревочку" и т.д.

В работе у опоры для старшеклассников также можно усложнить материал, включив в работу подъем на полупальцы.

Перейдя к содержанию постановочной работы в детском хореографическом коллективе, важно отметить следующие критерии.

Необходимо обязательное сообразование с возможностями детей-исполнителей, учитывая как их возраст, так и степень хореографической подготовки. То есть, во-первых, возможность ребенка понять идею произведения, предать и отразить мысли и чувства, выражаемые в танце. Во-вторых, необходимо учитывать возможность справиться технически с исполнением того или иного танца.

Любая постановка, как правило, делается для данного коллектива, в расчете на определенных исполнителей. Поэтому не всякую постановку можно без изменений перенести в другой коллектив. Наше исследование показало, что изменения приходится вносить не только в тех случаях, когда заимствуемые танцы и по содержанию, и по форме слишком трудны данной группе детей, но и тогда, когда эти танцы слишком легки для них.

Кратко формулируя требования к репертуару детских хореографических коллективов, мы вправе сказать, что постановки обязаны удовлетворять трем главным требованиям – идейности, художественности и доступности. Эти три качества взаимно связаны и взаимно обусловлены. При отсутствии хотя бы одного из них постановка уже не будет полноценной.

Критерием идейности произведения должна служить ценность основной его мысли, значимость ее для современного социального общества, ее воспитательное значение для детей.

Критерием художественности произведения должно служить, возможно, более точное соответствие между идеей и формой, при непременном условии, что идея эта будет ценной, чувства, пробуждаемые этим произведением высоко нравственны, а форма прекрасна и вместе с тем доступна детям.

Хорошее качество формы предполагает, что мысли и чувства, выражаемые в произведении, воплощены в правдивых, живых образах; действия, совершаемые действующими лицами, целесообразны; события развиваются в логической последовательности; композиция отличается строгостью и стройностью, т.е. продуманностью, сжатостью, отсутствием всего лишнего, а язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерен точностью, свежестью, яркостью, выразительностью, соответствием идейному замыслу.

Критерием доступности произведения должно служить соответствие между идейно-художественными требованиями и силами детей-исполнителей. Идея должна быть высокой, но в каждом конкретном случае надо считаться и с тем, понятна ли она детям данного возраста, испытывают ли дети те чувства, которые им необходимо выразить в постановке.

Решение всех этих вопросов зависит в каждом отдельном случае от конкретных условий – состава детского коллектива, его подготовки в области искусства танца и т.д.

Важно также помнить, что замысел постановки доходит до зрителей только через исполнителей. Поэтому показателем художественности исполнения будет служить естественность и выразительность танца. Это достигается, с одной стороны, благодаря правильному пониманию основной идеи постановки, а с другой благодаря уверенному владению нужными техническими средствами.

Следует указать ряд ошибок, которые не уместны в педагогической практике в работе с детьми разных возрастов.

Это механическое перенесение постановок для взрослых в детскую среду. Возьмем, к примеру, дуэты из "Лебединого озера". Каковы бы не были высокопоэтичны и прекрасны по форме эти дуэты, они недопустимы для детского исполнения потому, что представляют диалоги между влюбленными. Дети младшего и среднего школьного возраста еще не знакомы с теми чувствами и мыслями, которыми проникнуты эти дуэты.

Постановочная работа над подобными танцами неуместна и в воспитательном отношении. Она не может также развить творческие способности ребенка. Не понимая содержания танца, не понимая характера образа, дети привыкают копировать движения педагога, не осмысливая их, т.е. привыкают относиться к танцу формально.

Еще одна ошибка, которая может быть допущена в постановочной работе, это распределение детей по группам не из их возраста, а из степени умения танцевать. В таком случае невозможно обеспечить одинаковое понимание постановочного замысла детьми всей группы.

Правильное распределение детей по группам облегчает и выбор тем. Тематика детского хореографического коллектива должна планироваться в связи с учетом возрастных особенностей детей.

Освоение детьми танцевальных постановок и исполнение их перед зрителями представляет собой как бы итог пройденного в хореографическом коллективе за учебный год.

Весь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для воспитания учащихся и для их художественного роста.

Танцевальная постановка и методика работы над постановкой должны определяться в первую очередь педагогическими задачами – воспитать сознательное отношение ребенка к изучаемому материалу, развить творческие способности ребенка, дать прочные и достаточные навыки в области танцевального искусства, а главное воспитать такую личность, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного демократического общества.

Методика работы над постановкой включает в себя предварительную подготовку. Подготовительная работа содержит несколько этапов:

1. Выбор темы с учетом ее воспитательного значения для детей.

Определяя тему важно провести большую работу по сбору соответствующегоматериала, а также консультации у работников танцевального искусства.