В начале работы над постановкой мальчики смущались, боясь, что не смогут соразмерить свои движения с движениями девочек. В процессе постановки танца мальчики привыкли к совместным занятиям с девочками, и в дальнейшем у детей наладились простые дружеские отношения.
Постановочная работа в старших группах строится на основе репертуара народных, танцев, эстрадных, а также танцев современного направления (особенно любимых старшеклассниками).
Выбирая народный танец, мы внимательно подошли к его содержанию, построению фигур. Учитывали, что дети этого возраста только подростки и не всегда содержание народных танцев доступно для них. Изображение в танце отношений и чувств взрослой молодёжи в их исполнении кажется надуманным и неестественным.
Большой интерес в постановочной работе данной группы вызывают танцы современного направления, где участники принимают активное участие в их создании.
Нами был взят танец современного направления "хип-хоп". Старшеклассники с большим увлечением сочиняли и показывали придуманные ими движения и комбинации. Каждый из участников внёс в создание танца что-то своё.
Следующая постановка была на основе нового направления современного танца модерн. Хореографической постановке "На уроке джаз-модерна" предшествовал мастер-класс, проведённый доцентом, кандидатом искусствоведения, педагогом и хореографом современного танца ГИТИСа Никитиным В.Ю. во время поездки на международный конкурс в Болгарию (г. Варна).
Во время прохождения мастер-класса детьми были освоены азы нового танцевального направления: параллельность позиций, залигованность движений, свободная форма выражения пластики.
В основу сюжета вошел процесс урока. Строгий педагог проводит урок, во время того, как он выходит из класса, дети создают беспорядок: один берёт на себя роль учителя, подражая его образу, другие нарушают дисциплину, и тут…входит учитель…урок продолжается, теперь уже в совместной творческой деятельности педагога и детей.
В процессе всей постановочной работы мы наблюдали большую заинтересованность участников. Те дети, которые присутствовали на мастер-классе с большой увлечённостью и чувством ответственности объясняли танцевальный материал, вошедший в основу постановки танца. Детям было нетрудно создавать танцевальные образы, так как они были близки им. А на роль учителя выдвинули участницу, которая очень серьезно подходила к отработке каждого движения во время разучивания. Дети сам и увидели в ней образ учителя и без сомнения предложили свой выбор.
Проделанная постановочная работа в группах младшего, среднего и старшего школьного возраста помогла выявлению определенных методов и средств, позволяющих достичь хороших результатов как в отношении воспитательного воздействия на детей, так и в отношении художественного качества разучиваемых постановок.
Заключение
В последнее десятилетие в научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную самодеятельность как на педагогическое явление, в многочисленных исследованиях убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно повлиять на различные качества личности – ее социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Детские хореографические коллективы, вызывают сегодня самый большой среди всех жанров интерес детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав (и с точки зрения числа коллективов, и с точки зрения количества участников в них) в системе детского художественного творчества они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.
Между тем, анализируя деятельность реально функционирующих сегодня в нашем городе детских хореографических коллективов, можно сказать, что их воспитательный КПД очень низок. Педагогический процесс чаще всего протекает спонтанно, рассчитан в основном на обучение приемам и навыкам хореографии и прокат программы перед зрителями.
В теоретическом плане проблема эффективного использования педагогических возможностей детского хореографического коллектива также весьма незначительна.
Слабая теоретическая разработанность проблемы и нерешенность многих практических вопросов построения художественно-педагогического процесса в детских творческих коллективах побудили нас провести исследование, целью которого являлось, раскрытие и учет возрастных психологических и физиологических особенностей детей направленных на развитие и становление гармоничной личности в условиях современного образования.
Тем самым, выявлены особенности детского хореографического коллектива как своеобразной педагогической системы, включающей комплексное влияние разнообразных художественных средств, последовательность педагогических воздействий при возрастной динамике, специфику индивидуальных и коллективных проявлений.
Обоснована и разработана педагогическая методика использования ведущих видов занятий в группах, учитывающая самооценку детей, динамику их самопроявлений, содержание и формы игровой деятельности, по мере их взросления, специфику управления и самоуправления.
Исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Развитие детей в хореографическом коллективе – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное, словом те аспекты, которые позволяют рассматривать деятельность детей в таких коллективах как предпосылку их гармоничного развития.
2. Эффективность гармоничного развития качеств детей в условиях хореографического коллектива зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на особенности возрастных групп, в какой мере художественные и педагогические начала будут взаимно обусловлены, взаимосвязаны в едином целенаправленном художественно-педагогическом процессе.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1998.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Педагогика 1982.
3. Аттестация руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей. Методические рекомендации. М.: Айрис-Дидактика 2004.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: 1979.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.
6. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦНТИКПР 1986.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге Художественное творчество и ребенок. М.: 1971.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: 1984.
9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: 1972.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986.
11. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
12.Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Учебное пособие. М.: Педагогика 1990.
13.Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат 1963.
14. Захаров Р. Сочинение танца. М.: Искусство 1983.
15. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.; Л.: 1991.
17. Козлова В.И. Физиология развития ребенка. Учебное пособие. М.: 1993.
18. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.:ПРОГРЕСС, 1986.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
20. Кон И.С. Дружба. М.: 1987
21. Константиновский В.С. Учить прекрасному. М.: Молодая гвардия 1973.
22. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: 1984.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика 1976.
24. Луцкая Е. Жизнь в танце. М.: Искусство 1968.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия 2000.
26. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социально педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 с.54.
28. Тарасов.Н. Классический танец. М.: Искусство 1971.
29. Уральская В.И. Рождение танца М.: Советская Россия 1982
30. Ушинский К.Д. Избранные произведения. М.; Л: 1946 Вып.3 118-119.
31. Хрипкова Л.Т. Возрастная физиология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998.
32. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: 1995.
33. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М.: 1950 т.5, с.367.
34. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999